Пиар, информация, реклама
По проблеме восприятия, выбора и проверки информации выступал на семинаре проекта «Школа гражданских лидеров» секретарь Союза журналистов России и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества Леонид Никитинский, обозначивший тему своего выступления как «Кризис журналистики и коммуникации (СМИ) в современном российском обществе».
«Журналистика оперирует определенными историями в определенном контексте», – говорит Леонид Никитинский. Само понятие новости уже размыто.
Википедия определяет пиар как «технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни».
Естественно, это понятие имеет общее значение с «рекламой», которую Википедия определяет как «часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему».
Общероссийский народный фронт провел анализ трат органов власти субъектов на пиар.
Законное право
Когда дело касается органов власти, то информирование об их работе — это палка о двух концах.
ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит нормы, направленные на реализацию конституционного права граждан на доступ к информации.
В статье 6 (способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления) указано, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
«1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети интернет;
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах...»
Закон указывает, что граждане являются пользователями этой информации, но не вводит никакой нормы о злоупотреблении распространением информации.
ФЗ «О рекламе» больше защищает пользователей. Например, согласно ему, не допускается более 40% рекламы в печатных СМИ, в сетях электросвязи реклама должна распространяться только с согласия пользователя, а уровень звука рекламы в радио- и телевизионных программах не должен «превышать средний уровень звука».
Органы государственной и муниципальной власти могут использовать ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» без всяких ограничений со стороны пользователей, в результате чего в некоторых субъектах РФ за счет бюджета выдается огромное количество информации, которая является пиаром и рекламой должностных лиц. Не говоря уже о том, что кое-где дороги прямо-таки пестрят лицами местных чиновников на рекламных баннерах.
Уголовные методы.
Оптимизация и повышение эффективности бюджетных трат на информационное освещение деятельности органов власти в регионах было одним из решений президента РФ по итогам «Форума действий» 2013 года Спустя год на втором «Форуме действий» был представлен анализ закупок субъектов РФ в этой сфере. Региональные власти продолжали тратить большое количество средств на освещение деятельности чиновников в федеральных СМИ.
В этом году эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» проанализировали запланированные на 2015 год бюджетные траты на СМИ в субъектах РФ. На третьем месте рейтинга оказался Ямало-Ненецкий автономный округ с 1 млрд 798,6 млн руб., здесь рост превысил 600 млн руб. по сравнению с тратами 2014 года (1 млрд 186,8 млн руб.).
Похоже, что депутаты Госдумы поняли бесполезность уговоров и решили пойти радикальным путем. «Все фракции озабочены этим вопросом, люди жалуются, какую газету ни откроешь в регионах — там пиар губернатора», — сказал «Ъ» депутат ЛДПР Михаил Дегтярев.
С ним согласна депутат из СКФО Ольга Трофимова: «ОНФ занимается этой проблемой уже более двух лет, и мы видим, что даже прямые поручения президента ряд глав субъектов игнорируют».
В итоге четыре депутата от ведущих фракций разработали законопроект о включении в УК статьи 285.1.1 (незаконное расходование бюджетных и внебюджетных средств на информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ).
Согласно предложению депутатов, пиар губернатора за государственный счет на сумму свыше 1,5 млн рублей будет караться штрафом до 300 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за один или два года, принудительными работами на срок до двух лет, арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Затраты более 7,5 млн рублей будут караться штрафами до 500 тысяч или лишением свободы до пяти лет.
Для примера можно привести «Комплексную программу информационной безопасности в Республике Дагестан на 2015-2017 годы», утвержденную постановлением правительства РД от 25 ноября 2014 г. №570.
Целями программы являются, среди прочего:
- увеличение доли населения, разделяющего социально-экономический курс руководства республики;
- повышение рейтинга руководителей республики;
- повышение уровня доверия населения к мероприятиям, проводимым органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан;
- увеличение численности граждан, считающих информацию о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан объективной и достоверной...
На эти благородные цели за три года предлагается потратить 105 млн рублей, в 2015 году — 34 млн рублей. Причем это отдельная статья расходов, помимо содержания пресс-служб органов государственной и муниципальной власти республики и трат на государственные печатные и электронные СМИ (численностью примерно 150 штук).
Испугает ли дагестанских чиновников уголовное наказание, неясно. Но пока очевидных шагов по снижению расходов на «казенный» пиар в республике не наблюдается.
Расул Кадиев
Источник: КАВПОЛИТ
Оригинальный заголовок: «Какую газету ни откроешь в регионах — там пиар губернатора»
Похожие новости: Региональные СМИ: цена лояльности