"Медузу" проверят на экстремизм

По мнению депутата Вадима Деньгина, интервью с «вербовщиком «Исламского государства», опубликованное на сайте, позволяет привлечь руководство издания к ответственности.

Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин направил депутатский запрос в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить интернет-сайт «Медуза», а также направить предписание Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с требованием ограничить доступ к «экстремистским» материалам сайта и вынести предупреждение. Юристы отмечают, что руководству «Медузы» могут грозить реальные уголовные дела. 

Поводом для заявления (имеется в распоряжении «Известий») парламентария в правоохранительные органы стала публикация порталом интервью, взятого спецкором издания Даниилом Туровским у Мурада Атаева — имама берлинской мечети, который в материале назван «проповедником «Исламского государства».

— Не пристало Даниилу Туровскому открыто рекламировать «Исламское государство». У нас данная деятельность подлежит уголовному наказанию, так как это выглядит как призыв к экстремизму и реклама организации, которая убивает людей, в том числе и его коллег-журналистов, — рассказал парламентарий. — Правоохранительные органы должны разобраться в этом вопросе, и если такой факт присутствует, — а мы видим, что он присутствует, — наказать. Самое печальное, что простой человек, незнакомый с нормами действующего законодательства и деятельностью ИГИЛ, может воспринять их с положительной стороны. 

Ранее аналогичный запрос в прокуратуру Москвы направил известный политтехнолог Владислав Калашник. По его словам, в данном интервью содержится информация, оправдывающая деятельность «Исламского государства», которая в России признана террористической организацией.  

— «Исламское государство» — террористическая организация, действия которой несут угрозу всему цивилизованному миру; публикация же любых материалов, направленных на обеление и героизацию террористов, недопустима в принципе. К сожалению, в погоне за сенсациями и посещаемостью журналисты порой забывают об ответственности перед обществом. В этом случае в ситуацию должны вмешиваться представители соответствующих органов, — сказал политтехнолог «Известиям».

В обращении заявитель отмечает те цитаты интервью, которые, по его мнению, нацелены на «обеление» террористической организации.

«В частности, приводятся утверждения Атаева, что сообщения о женском рабстве и убийствах детей членами «Исламского государства» — «выдумки», все убийства, в частности убийство американского журналиста Джеймса Фоули, а также летчика ВВС Иордании Муаза Юсефа аль-Касасба, сожженного заживо, «очень даже приемлемы» и были совершены из принципа «око за око», — говорится в письме.

По словам Калашника, журналисты должны помнить о самоцензуре и более внимательно подходить к подготовке «громких» материалов, чтобы не дискредитировать то СМИ, в котором работают.

— Хочу подчеркнуть, это ни в коей мере не является ограничением свободы слова или какими-то репрессиями по политическим мотивам. Можно ли себе представить, чтобы, скажем, некое оппозиционное израильское издание опубликовало интервью с вербовщиком палестинских террористов? Или что оппозиционный телеканал FoxNews в США покажет в прямом эфире исламского радикала, который будет оправдывать теракты 11 сентября и призывать к дальнейшим атакам? Нет, подобное — за гранью здравого смысла, а потому сотрудникам «Медузы» необходимо более ответственно подходить к своей работе и чаще задумываться, как и что они рассказывают читателям, — подчеркнул Калашник, добавив, что запрет на публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием СМИ, предусмотрен федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Поддержал инициативу проверить интернет-СМИ на нарушения и первый зампред комитета по Госдумы по обороне Сергей Жигарев.

— Я считаю, что это абсолютно правильный запрос, — отметил депутат.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский отметил в разговоре с  «Известиями», что те, кто публикует интервью с джихадистами, сами становятся соучастниками их преступлений. 

— Если это интервью с джихадистом или с их рекламщиком, то те клинические идиоты, которые это делают, являются соучастниками джихада. Ссылки на свободу прессы здесь достаточно не к месту, поскольку речь идет не о разведении спаниелей и не о греческой философии, — пояснил эксперт. — Основная задача джихадистских структур — пиар. Чем больше их распиарят, тем больше к ним пойдет денег, боевиков-добровольцев, тем легче им будет продолжать свою деятельность. Это факт широко известный для тех, кто хоть немного занимается вопросами «Исламского государства», «Аль-Каиды» и киберджихада.

По его словам, уровень наличия у членов журналистского сообщества мозгов и совести не оставляет надежд на то, что подобная деятельность прекратится.

Первый зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов считает, что «Медузу» не стоит блокировать из-за интервью с экстремистами. 

— Талантливый журналист может так вывернут интервью, что представит этого террориста либо как полного идиота, либо как слабого никчемного человека, — пояснил народный избранник. — Я бы сам растиражировал информацию, что они такие вещи называют приемлемыми. Это черное несмываемое пятно на них. Это не оправдание, это говорит о том, что они нелюди. Журналист сработал прекрасно.

Юристы, опрошенные «Известиями», сходятся во мнении, что блокировка ресурса — не единственное возможное наказание для редакции «Медузы». Если факты нарушения российского законодательства подтвердятся, то владельцы и руководство интернет-СМИ имеет все шансы стать фигурантами уголовного дела. 

— Если уже есть ссылка на закон о противодействии экстремистской деятельности, то первым лицам издания угрожает уголовное преследование. Они могут быть привлечены к ответственности, — рассказала юрист Оксана Михалкина.  

Она также отметила, что определить, содержится ли в материале СМИ пропаганда экстремизма, может только экспертиза.  

— По ее результатам будет приниматься решение. По экспертизам всё очень непросто, потому что отсутствует единая методика их проведения. Практика показывает, что бывает так, что по одному и тому же факту эксперты дают абсолютно противоречивые ответы, — рассказала Михалкина.  

На момент написания заметки главный редактор «Медузы» Галина Тимченко и ее заместитель Иван Колпаков были недоступны для комментариев. 

«Медуза» запущена частью бывшей команды Lenta.ru во главе с Галиной Тимченко в середине октября 2014 года, ранее в июне издание зарегистрировалось в Риге (izvestia.ru/news/575816). Единственный акционер формально — сама Тимченко. На конец 2014-го новое СМИ Тимченко оказалось убыточным — общая сумма убытков составила €159,6 тыс.

Игорь Казаков

Источник: Известия

Оригинальный заголовок: СК и Генпрокуратура проверят «Медузу» на экстремизм

Похожие новости: Роскомнадзор обнаружил в AppStore экстремистскую литературу