Бизнес без барьеров. Минпромторг подготовил поправки к закону, направленные на развитие малого предпринимательства

Минпромторг России подготовил проект поправок к проекту федерального закона №704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», принятому Государственной Думой в первом чтении, который вносит изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (закон о торговле). Основные два направления изменений — нестационарная и мобильная торговля.

Подготовленный Минпромторгом проект поправок в законопроект основан на реальной предпринимательской практике последних лет. Как подчеркивают эксперты Минпромторга, все прописанные в документе изменения подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основные изменения, прописанные в проекте поправок, касаются нестационарной и мобильной торговли. На сегодняшний день малые торговые форматы являются единственным каналом сбыта для малых и средних товаропроизводителей, сотрудничество которых с торговыми сетями, мягко говоря, затруднительно. Именно в этом сегменте, о чем неоднократно говорил в своих посланиях Президент РФ В.В.Путин, заложен основной потенциал роста производства, развития экономики и самозанятости.

Нелишне подчеркнуть, что именно нестационарная розница в новых экономических реалиях является основным каналом дистрибуции для периодической печати. И если еженедельники и издания журнального типа еще имеют слабую альтернативу в виде крупного ритейла, то для газет сетевая торговля, как канал распространения, неэффективна вовсе. Именно поэтому стабильное состояние киосковой газетной розницы является залогом устойчивых тиражей, а значит — позитивной экономики.

Как указывается в пояснительной записке к документу, размещение нестационарных торговых объектов (НТО) в настоящее время осуществляется по разным типам договоров (в том числе по договорам аренды земельного участка и по договорам на размещение и эксплуатацию) либо на основании разрешительной документации. На уровне Российской Федерации не установлено единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления прав на размещение НТО, сроков размещения, их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и расширение торгового бизнеса. Такая ситуация, в частности, приводит к тому, что в ряде субъектов РФ права на размещение НТО после их окончания не продлеваются, а места, ранее занимавшиеся хозяйствующими субъектами, изымаются и выставляются на торги. Прекращение деятельности предпринимателя на месте, которое он занимал несколько лет, и выставление этого места на торги вместо автоматического продления прав не без оснований расценивается предпринимателями как передел рынка.

Как справедливо указывают авторы поправок, по существующим сегодня правилам посредством торгов производится фактическое изъятие у предпринимателя в пользу государства или муниципального образования той части прибыли, которая является для него наградой за труды. «Очевидно, что в таких условиях любой бизнес, нацеленный на долгосрочный результат и на развитие, а не на получение сиюминутной выгоды, существовать не может. Такой подход к правам предпринимателей не обосновывается ни логически, ни экономически, и приводит лишь к тому, что малый и средний торговый бизнес действительно находится в положении “временщика” и каждый раз в силу несовершенства процедур или административного произвола вынужден начинать бизнес “с нуля”, так как смена места торговли означает в большинстве случаев наработку новых постоянных покупателей, налаживание логистики, неизбежное резкое падение выручки и прибыли и прочие негативные проявления вплоть до закрытия. По сути, речь идет об отсутствии единого для всего государства правового поля, регулирующего мелкорозничную торговлю, и о чрезвычайно сильном партикуляризме соответствующего права в субъектах Российской Федерации», — указывается в пояснительной записке к проекту поправок.

Предлагаемый Минпромторгом проект уточняет полномочия, права и обязанности всех сторон отношений в сфере торговли: органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Реализация заложенных в документе принципов позволит ввести единообразие в регулирование нестационарной торговли за счет закрепления основных процедур на уровне федерального закона с возможностью учета местной специфики правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Хозяйствующие субъекты будут защищены наиболее полным образом, а существование и развитие малого торгового бизнеса не будет поставлено в полную зависимость от позиций соответствующих органов власти региона или муниципального образования. Положения проекта поправок позволят кардинально снизить административные барьеры для развития малого торгового бизнеса, которые в настоящее время существуют на региональном и местном уровне. Что, как следствие, существенно сократит издержки предпринимателей, позволит привлечь инвестиции в модернизацию старых и производство новых объектов, в логистику, а также в малое и среднее производство.

Помимо указанного положительного эффекта для экономики страны в целом и регионов в частности, реализация положений проекта поправок повлечет увеличение поступлений в бюджет как за счет увеличения предпринимательской активности, легализации теневой и несанкционированной торговли, так и за счет легальных поступлений в виде платы за размещение объектов.

Проектом поправок также предусматривается введение переходных положений, позволяющих сохранить права хозяйствующих субъектов, чей бизнес функционирует на законных основаниях, в том числе путем продления договорных отношений хозяйствующим субъектам, имеющим действующие договоры и иные разрешительные документы по состоянию на 1 января 2015 года.

Помимо прочего, авторы поправок предлагают выделить мобильные торговые объекты в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития этого специфичного вида предпринимательства. В частности, операторам рынка будет предоставляться возможность оперативного размещения в местах спроса «здесь и сейчас», учитывая потребности населения и конъюнктуру. Таким образом мобильный торговый объект не будет, как это зачастую происходит сегодня, зафиксирован на одном месте. Размещение мобильных торговых объектов должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, действующими в Российской Федерации, исключительно при условии доступа к окну выдачи товара с тротуара и иной твердой поверхности, обеспечивающее свободный доступ покупателей — указывают в Минпромторге. При этом для осуществления развозной торговли в крупных городах предполагается установить дополнительные требования к мобильным торговым объектам, а также дневной режим их работы с обязательным ночным «отстоем» в заявленных местах вне дворовых территорий и жилых зон.

Как подчеркивают разработчики поправок, прописанные в документе предложения полностью соответствуют Стратегии развития торговли, которая согласованна Минэкономразвития, и подготовлен во исполнение правительственных поручений.

В настоящее время проект поправок к проекту федерального закона проходит согласование.

***

Выписка из пояснительной записки к проекту поправок к проекту федерального закона №704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»:

Предусмотренные проектом поправок изменения направлены на:

1. уточнение терминологии и приведение ее в соответствие с современными требованиями рынка;

2. закрепление в федеральном законодательстве всех вариантов юридического оформления размещения НТО: договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) НТО;

3. установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению схемы размещения НТО как инструмента сохранения, создания и развития малого торгового бизнеса, предусматривающих гарантии для предпринимателей и ограничение возможности злоупотреблений со стороны органов власти;

4. закрепление принципа «меняется место — сохраняется бизнес», позволяющего гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранять бизнес, если место размещения НТО требуется для государственных или муниципальных нужд;

5. наделение субъектов Российской Федерации рядом полномочий в сфере регулирования нестационарной торговли. В частности, установлено, что сезонная (временная) торговля должна полностью регулироваться на уровне субъектов Российской Федерации с учетом требований законопроекта;

6. определение общих принципов специализации НТО, определение социально значимых товарных специализаций;

7. закрепление общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей и позволяющих существенно увеличить горизонты планирования ведения бизнеса;

8. установление единообразных принципов формирования и распределения новых мест размещения НТО;

9. установление общих принципов льготного предоставления мест размещения НТО (без торгов) для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве инфраструктурной меры поддержки малого торгового и производственного бизнеса. Указанная льгота позволит индивидуальному предпринимателю, отвечающего по закону лично и всем своим имуществом по своим обязательствам, гарантированно начать малый торговый бизнес, а фермерскому хозяйству — гарантированно получить возможность сбыта своей продукции или ее части.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Минэкономразвития против интересов малого и среднего бизнеса