Поправки в закон о торговле – помощь прессе или затягивание гаек?

Если бы мы задались целью описать состояние современного рынка прессы одним словом, то, пожалуй, лучше всего подошло бы слово «осада». В мировом масштабе вся традиционная периодика держит оборону против своеобразной «похоронной команды» – пессимистов всех мастей, пророчащих уже десяток лет скорую смерть «бумаге».

Если бы мы задались целью описать состояние современного рынка прессы одним словом, то, пожалуй, лучше всего подошло бы слово «осада». В мировом масштабе вся традиционная периодика держит оборону против своеобразной «похоронной команды» – пессимистов всех мастей, пророчащих уже десяток лет скорую смерть «бумаге». А в нашей стране к армии нападающих присоединяются власти: и федеральные – например, когда ограничивают рекламу, а значит, и перекрывают один из важнейших источников существования периодики, и региональные – когда будто соревнуются в скорости возведения препятствий для доступа газет и журналов к читателям.

Например, война, объявленная региональными властями нестационарным торговым объектам, в том числе и киоскам прессы, в итоге может привести к коллапсу не только этой части рынка, но и всего института печатной периодики в России. Не секрет, что за двадцать постсоветских лет основой рынка распространения периодики стали киоски. Если к концу 1980-х через киосковую сеть распространялось только 30% тиражей, то в начале 1990-х ситуация стала изменяться. Экономические условия, в которых увязла страна, не позволяли полноценно функционировать системе подписки, и упавший флаг подхватила розница. И уже к концу 1990-х киоски завоевали около 60% рынка, а в период кризиса 2008-2009 годов именно благодаря этому сегменту остановилось падение отрасли печатной прессы.

Вместе с тем, надо признать, это совсем не простой бизнес, в нем нет легких и быстрых денег. Так, сегодня экономика сегмента хуже остальных сегментов рынка, и динамика экономических показателей имеет негативный тренд. Ежегодно увеличиваются расходы киосковых сетей на аренду и коммунальные платежи и на логистику. Причем происходит рост этих и других постоянных затрат распространителя на фоне сокращения продаж периодической печати на один торговый объект. В этом одна из причин того, что рентабельность киосков, реализующих печатную продукцию, снижается из года в год на протяжении последних десяти лет. В суммарных прямых затратах киосковых сетей, распространяющих печатную продукцию, постоянно растет и логистическая составляющая. Ее рост обусловлен регулярным увеличением стоимости горюче-смазочных материалов. При этом идет снижение доли складских затрат, так как большинство операторов рынка создали собственные экспедиционные площадки, линии сортировки и IT-системы. Тяжелым испытанием для киосковых сетей, в первую очередь региональных, стал переход на новую систему налогообложения. Недавняя отмена EHВД привела к росту налоговой нагрузки в два с половиной раза. В качестве решения этой проблемы многие сети вынужденно повышают наценку на реализуемую ими продукцию. На снижающиеся показатели рентабельности сильно влияют и ограничения по дополнительному ассортименту, регулируемые в каждом регионе по вкусу местных властей.

А главное – по вкусу региональных чиновников, меняющихся довольно часто, регулируются и другие чрезвычайно важные для киосков вопросы. Например, внешний вид торгового объекта. Выпустят местные власти постановление, обязывающее всех владельцев киосков привести их к единому образцу, и предприниматели подчиняются. Но через два-три года сменится чиновник, выйдет новое предписание – и приходится, только-только выплатив кредит за предыдущую перестройку, начинать новые преобразования.

Но самый острый вопрос – аренда земельных участков под размещение киосков и других нестационарных и мобильных торговых объектов (НТО и МТО). На сегодняшний день на откуп местным властям отданы все связанные с землей процедуры – и само выделение участков, и стоимость их аренды. И в результате отсутствия единого федерального закона власти региона могут не только своими действиями, но даже своим бездействием фактически блокировать работу малых торговых форматов. Заметим, что проблема касается не только отрасли прессы, для которой киоски – критически важное направление дистрибуции. НТО и МТО зачастую являются единственным каналом сбыта продукции для малых и средних товаропроизводителей, которым невероятно сложно наладить сотрудничество с крупными торговыми сетями. Выдавливание этих форматов с рынка снижает уровень конкуренции, что приводит к росту потребительских цен, ухудшению условий работы для небольших производств и в целом создает неблагоприятный экономический климат в регионе. Тогда как развитие этого сегмента торговли несет в себе потенциал роста производства, развития экономики, самозанятости населения.

Важность как можно более полной реализации этого потенциала понимают в Министерстве промышленности и торговли России. Поскольку единого регулирующего документа на уровне всей страны на этот счет не существует, Минпромторг подготовил проект федерального закона, который вносит изменения в закон о торговле. В середине июня 2015 года поправки к проекту федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», принятому Государственной Думой в первом чтении, были Минпромторгом представлены.

Главной целью проекта поправок является установление баланса в правилах размещения объектов нестационарной и мобильной торговли. Ведомство разделяет мнение о том, что принятие решений о дальнейшей судьбе бизнеса в этих сегментах на местном муниципальном уровне приводит к перекосам и деформирует естественную структуру рынка. Одним из результатов подобного регулирования стало то, что большинство объектов мобильной торговли оказались прочно привязаны к единственной дислокации, а это убивает саму идею мобильной торговли.

Представители общественных объединений предпринимателей («Опора России», «Деловая Россия», АРПП и пр.) единогласно поддержали проект поправок и напомнили о необходимости скорейшего урегулирования отношений между бизнесом и властями в сфере нестационарной торговли.

Такая поддержка неудивительна: проект и в самом деле снимает все самые острые вопросы, связанные с нестационарной и мобильной торговлей.

Например, согласно документу, «введение либо изменение требований к местам размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, если размещение таких нестационарных торговых объектов было произведено в установленном порядке до введения или изменения соответствующих требований». И это логично: ни один закон не должен иметь обратной силы; если предприниматель законопослушен, никакая новая схема дислокации торговых объектов не должна приводить к закрытию его бизнеса.

Одна из важнейших новелл проекта вводит ограничения и к регулированию внешнего вида НТО: правила должны основываться на понятных и простых критериях (удобство осуществления торговой деятельности, соответствие объекта сложившемуся архитектурному облику района установки, возможность размещения на НТО средств идентификации предпринимателя). А главное – изменения внешнего облика торгового объекта должны осуществляться не ранее чем через семь лет после начала его деятельности и не чаще одного раза в семь лет. Это понятный горизонт планирования, и предприниматели могли бы уверенно смотреть в завтрашний день.

Особо подчеркнем приятный для нашей отрасли момент: в проекте поправок Министерства торговли продажа печатной продукции названа социально значимой, приоритетной специализацией для нестационарных торговых объектов.

Чрезвычайно важно и следующее положение проекта: «Не допускается отказ во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения или его исключение из схемы размещения по мотивам целесообразности размещения, наличия, открытия либо планирования открытия иных торговых объектов вблизи предполагаемого места размещения нестационарного торгового объекта, а также по иным основаниям, не предусмотренным настоящим федеральным законом». Таким образом исключается возможность давления на владельцев НТО в пользу других хозяйствующих субъектов. Отказ в разрешении на размещение НТО возможен только в двух случаях: несоответствия испрашиваемого места размещения требованиям к размещению нестационарных торговых объектов, а также расположения испрашиваемого места размещения на земельном участке, предоставленным в установленном порядке другому лицу. Ограничены и причины исключения места размещения НТО – это возможно «только в целях использования земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, для государственных или муниципальных нужд, если обеспечение таких нужд невозможно без перемещения нестационарного торгового объекта на другое место».

Однако нашлись у проекта Минпромторга и противники. В частности, со своими возражениями выступило Министерство экономики и развития Российской Федерации. Например, согласно официальной позиции Минэкономразвития, у органов самоуправления должно сохраниться право ограничивать размещение НТО в местах с высоким пассажиропотоком. Чиновники, руководствуясь заботой о благоустройстве территории, могут передвинуть торговую точку в зону с низким спросом. Не лучше ли предписать чиновникам заботиться больше о благе граждан, создающих эти высокие пассажиропотоки? Нам представляется, что среди людей, ожидающих прибытия автобуса-трамвая-электрички, вряд ли найдется тот, кто откажется от возможности купить напиток или снэк, газету или журнал в дорогу в пользу условной красоты территории. Кроме того, ведомство отказывает предпринимателям в праве на неограниченное число продлений договоров на размещение НТО.

Минэкономразвития отстаивает преимущественное положение муниципальных властей. Получается, субъективное восприятие действительности сменяющими друг друга чиновниками важнее, чем реальная эффективность бизнеса и экономическая целесообразность?

Проект поправок Минпромторга должен был гарантировать чиновникам и предпринимателям равные права, способствовать прозрачности деловых отношений и укреплению позиций малого бизнеса. Тогда как отсутствие твердых правил и гарантий предпринимателям, а также вольная трактовка закона на уровне субъектов создают негативные условия для развития торговли.

Отметим, что все эти вопросы далеко выходят за рамки споров хозяйствующих субъектов и государство должно быть заинтересовано в скорейшем их разрешении. Весной 2015 года Ассоциация распространителей печатной продукции представила Концепцию развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года. Эта программа предполагает увеличение сегмента в два-два с половиной раза за счет сохранения существующей сети киосков и дополнения ее новыми объектами, в том числе и самых современных форматов. Реализация Концепции приведет к росту налоговых выплат более чем на 550 млн руб. в год (от распространителей – на 270 млн руб., от издателей – на 230 млн руб., от типографий – на 50 млн. руб.). Кроме этого, на 10 тысяч возрастет количество рабочих мест.

Если бы были приняты поправки в закон о торговле, предложенные Минпромторгом, реализовать положения Концепции было бы много проще. Кроме того, аналогичные программы можно было бы внедрять в регионах, что может быть полезным как для экономики субъектов Федерации и всей страны, так и для укрепления информационного пространства государства.

Дмитрий Мартынов, президент АРПП

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Источник: lenizdat.ru

Оригинальный заголовок: Киевская власть оставила киоски вне закона

Похожие новости: Минэкономразвития выражает протест. Министерство не одобряет закрепление пешеходной доступности НТО на федеральном уровне