Документ, подготовленный Минпромторгом РФ, напрямую касается розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также периодической печатью. Надо отдать должное представителям киосковых сетей по распространению прессы: игроков этого рынка на чтениях было больше всего. Поэтому не удивительно, что обсуждением проблем продаж периодики дебаты и открылись, и закрылись. Презентовал же законопроект заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребрынка Минпромторга РФ Никита Кузнецов. PlanetaSMI.RU подготовила краткий отчет как о его выступлении, так и о прозвучавших в дебатах выступлениях участников рынка распространения печати.
«Мы считаем, что в блоке поправок в закон о торговле вопрос развития малых форматов — один из первостепенных. Это не только позиция министерства, это в целом позиция правительства РФ», — указал в начале своего выступления Никита Кузнецов. По его словам на ближайшее время запланировано два этапа реформы торгового законодательства. Первый включает обсуждаемое сегодня принятие законопроекта о нестационарной торговле, второй — законопроект, касающийся развития ярмарок и розничных рынков. Что касается первого из них, то, по словам Никиты Кузнецова, принятие предлагаемых поправок позволит решить сразу несколько важнейших задач, главная из которых — максимальное расширение каналов сбыта для производителей и поставщиков. «Как известно, каждому производителю в той или иной мере свойственен тот или иной формат торговли: крупные в большей степени сотрудничают с сетями, мелкие же не могут без малых форматов, и именно они для них являются основным каналом сбыта. Поэтому и было принято решение проработать именно малые торговые форматы, которые необходимы для развития среднего производства», — подчеркнул представитель Минпромторга РФ.
Ко второй задаче, решить которую поможет обсуждаемый документ, Никита Кузнецов причислил предоставление максимальных возможностей для развития самой малой торговли. Он особо подчеркнул необходимость вывода из профессиональной речи в отношении нестационарной торговли определения «нецивилизованной»: «у нас вся торговля, независимо от размера, считается цивилизованной», — указал спикер.
Никита Кузнецов согласился с мнением, что в сегменте малой торговли до сих пор сохраняется масса проблем, однако первопричиной их является хаотичное регулирование и абсолютно разнонаправленная практика субъектов федерации. «В ряде регионов со стороны чиновников наблюдаются элементы волюнтаризма, необоснованные никакими экономическими причинами, — указал докладчик. — Чего не должно быть при условии существования единого российского государства. Конституция у нас определяет единство экономического пространства, поэтому разных правил (существования бизнеса) на местах быть не может. Наша задача — сделать так, чтобы правила и принципы были единообразны».
По словам Никиты Кузнецова, сегодня у местного самоуправления есть все полномочия для того, чтобы развивать территории без ущерба для бизнеса, придерживаясь правила «меняется место — сохраняется бизнес», что и заложено в основе обсуждаемого законопроекта. Главный его принцип — обеспечение стабильности развития бизнеса на долгосрочную перспективу. «Мы убеждены, — подчеркнул он, — что бизнес не может строиться на краткосрочной основе; бизнес, прежде всего, малый — это образ жизни, самозанятость, и он не может быть прекращен. Объекты нестационарной торговли могут быть перемещены, если место требуется для государственных муниципальных служб, но сам бизнес при этом прекращен быть не может. Если же речь идет о ликвидации места, то это равно прекращению бизнеса. Поэтому законопроект, прежде всего, направлен на его сохранение — не конкретных мест, а права на получение мест компенсационных, на перемещение на законных основаниях с соответствующим оформлением договорных отношений и продолжением деятельности».
Второй момент, на которой особо указал докладчик, это необходимость принятия единых правил работы для всех регионов (естественно, с учетом некоторой местной специфики). Местная специфика не должна касаться самого существования формата; историй, когда в одном муниципалитете считают что какая-то норма нужна, а в другом — что нет, больше быть не должно. «Что нужно, а что не нужно — решает потребитель и предприниматель. Если формат существует, если объекты работают, значит, они априори нужны, и значит, органы власти должны обеспечить такой порядок, чтобы и они работали, и была сохранена местная специфика: архитектура, благоустройство и т.п.», — заключил представитель Минпромторга, добавив, что в ведомстве считают абсурдным постоянно меняющиеся правила работы объектов нестационарной розницы. Если торговый объект начал функционировать по одним правилам (например, в отношении архитектуры и внешнего вида), по этим правилам он и должен продолжать работать в течение всего срока действия разрешения. В то же время, нормы законопроекта устанавливают ответственность хозяйствующих субъектов за исполнение правил по внешнему виду, вплоть до возможности расторжения договоров.
Отдельный блок законопроекта посвящен принципам создания схем размещения нестационарных торговых объектов. По словам Никиты Кузнецова, схема размещения в муниципальном образовании должна быть единой, и в нее должны включаться все объекты, существующие на момент ее издания. Внесение каких-либо изменений в схему не должно повлекать за собой прекращение прав размещения какого-либо объекта. «Схема размещения является элементом планирования развития территории, но никак не элементом регулирования торгового бизнеса», — указал докладчик.
Вячеслав Керов, заместитель председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) выразил полную поддержку инициативе Минпромторга. По его словам, предлагаемые в действующее законодательство поправки направлены, в том числе, и на поддержку рынка продаж периодической печати через киосковые сети. Внесение данных изменений будет способствовать оздоровлению и сохранению системы распространения газет и журналов через НТО, что особенно актуально в нынешнее кризисное время.
По словам Вячеслава Керова, в АРПП поддерживают увеличение срока заключения договора на размещение до семи лет с возможностью его пролонгации неограниченное количество раз без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность. По его словам, практика долгосрочного размещения уже давно стала нормой во многих зарубежных странах. «Европейские коллеги в беседах с нами уже не раз указывали, что размещение на срок меньше 10 лет ими давно не рассматривается как бизнес-проект», — указал докладчик.
Вячеслав Керов, подчеркнув специфику периодики, особо обратил внимание на необходимость учета этой специфики при разработке архитектурных типов НТО специализации «печать». Не менее остро для распространителей прессы, экономика которых год от года ухудшается, стоит и вопрос расширения разрешенного к продаже ассортимента. По словам представителя АРПП, ассортимент сопутствующих товаров в киосках прессы должен включать мелкоштучную пищевую продукцию в промышленной герметичной упаковке и безалкогольные напитки. Наличие данных групп товаров, несомненно, привет к повышению трафика в киосках прессы, а значит, положительно скажется как на их экономике, так и на продажах основной товарной группы — газет и журналов.
На поднятую Вячеславом Керовым проблематику ограниченности ассортимента газетных киосков, ответил первый заместитель руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Иван Зубцов. Он напомнил, что согласно действующему законодательству, НТО со специализацией «печать» имеют права включать сопутствующую продукцию в объеме до 40% от общего объема ассортимента. Разрешены и напитки, реализация которых проходит с использованием выносного холодильного оборудования. «Что же касается еды, о которой распространители прессы в постоянном режиме общаются с Департаментом СМИ и нами, этот вопрос надо отрабатывать с Роспотребнадзором, потому что санитарно-эпидемиологические нормы достаточно строги», — подчеркнул Иван Зубцов.
Кирилл Дыбский, издатель ИД «Семь дней», член Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, начал с того, что припомянул: проблемами функционирования НТО по реализации прессы совет начал заниматься еще лет пять назад, когда вслед за сокращением количества объектов продаж прессы по всей стране начали резко падать тиражи. «Выяснилось, что одной из причин падения стала такая тихая операция, идущая по всей стране, когда региональные власти под любыми предлогами начали сносить киоски прессы, либо для того, чтобы пустить эти места под какую-то новую застройку, либо с тем, чтобы эти места перепрофилировались под потребности бизнеса с более высокой маржинальностью», — указал Кирилл Дыбский. По его словам, после того, как год назад Департамент СМИ и рекламы г. Москвы проанонсировал широкую программу по модернизации системы розничного распространения печатной прессы в столице, буквально в каждодневном режиме эксперты начали мониторить рыночную ситуацию. По словам докладчика, в этот момент профессиональное сообщество реально опасалось, что в условиях отсутствия внятных федеральных стандартов в Москве могут начаться необратимые изменения, связанные с уменьшением количества газетных киосков, а значит, и со значительным сокращением уровня доступности печатной прессы для населения. Сославшись на отраслевую статистику, Кирилл Дыбский подчеркнул, что на сегодняшний момент в столице один киоск приходится на более чем 5 000 жителей, при том, что согласно федеральному стандарту Минкомсвязи этот показатель для крупных городов должен составлять один киоск на 1 500 жителей. В остальных российских регионах ситуация еще более удручающая. В связи со сложным положением на рынке продаж прессы Научно-консультативный совет ОП, по словам докладчика, поддерживает принятие предложенного Минпромторгом законопроекта. При этом там считают принципиально важным факт того, что в документе торговля газетами и журналами выделена отдельной социально значимой специализацией. От лица экспертного сообщества Кирилл Дыбский предложил в статье законопроекта, содержащей перечень целей изменения схемы размещения торговых объектов, добавить абзац, подчеркивающий, что формирование схемы должно служить «увеличению доступности печатных СМИ для населения». «Полагаем принципиально важным зафиксировать распространение прессы через НТО в качестве отдельной социально важной специализации, которая должна стимулировать региональные власти к развитию газетных сетей на своих территориях», — подчеркнул в заключении своего выступления представитель Общественной палаты.
Юрий Таранцов, генеральный директор ИД «Свободная пресса» (г. Воронеж) рассказал об опыте своего региона по изучению изменения динамики развития системы розничных продаж прессы. Несколько лет назад при Торговой палате Воронежской области был создан специальный комитет, деятельность которого была направлена, в том числе, на решение вопросов распространения печати. Проведя анализ причин падения розничных тиражей, эксперты пришли к выводу, что главными из них стало с одной стороны сокращение количества профильных киосков, с другой — ограничение площади оставшихся на рынке до 4-6 кв. м. Данные факторы самым пагубным образом отразились как на системе распространения прессы, так и на всей издательской отрасли региона. «Нынешняя инициатива Министерства промышленности и торговли дает надежду всей России», — заключил Юрий Таранцов.
Со слов о «категорической и однозначной поддержке предлагаемого законопроекта» начал свое выступлениеВладлен Максимов, президент Российской Коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов, руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярморочной торговле. По его словам горячо поддерживают закон и ждут, «когда он, наконец, будет принят» и все члены комиссии ОП.
По словам Владлена Максимова главная проблема на рынке нестационарной торговли на сегодняшний день заключена в том, что региональные и местные власти не заинтересованы вообще что-то менять в данном сегменте рынка. Причины этого кроются в том, что с одной стороны «многие власти, что тут греха таить, прямо или косвенно аффилированы с какими-то более крупными торговыми форматами», а с другой — даже при отсутствии аффилированности, чиновникам проще иметь дело с двадцатью операторами, чем с тысячью. Как результат — бесконечные административные барьеры, с которыми то и дело сталкиваются предприниматели на местах. «Люди просто не хотят вкладывать деньги в нормальные объекты, им проще перестраивать сараи из 90-х годов. А все потому, что у предпринимателей нет прав…», — указал Владлен Максимов.
Отдельно в своем выступлении докладчик коснулся темы перезаключения договоров. По его словам, добросовестного арендатора, не нарушающего условий договора и вовремя проводящего оплату, никто не вправе лишать бизнеса и перевыставлять его место на аукцион по истечении срока действия текущего договора. «Если человек установил нормальный торговый объект, если он следует договору, если он ничего не нарушает, то новым, приходящим на рынок предпринимателям, нужно не передавать его место посредством аукциона, а выделять им места новые. Это особенно актуально в свете того, что в ряде случаев эти “новые предприниматели” вообще являются мифическими...», — указал президент Коалиции киоскеров.
«Пока мы не начнем двигаться в цивилизованном русле, пока у людей не появятся твердые права, и они, наконец, смогут вкладывать деньги, перестраиваться, облагораживаться, мы так и будем топтаться на месте. Предлагаемый Минпромторгом законопроект, безусловно, надо поддержать и принять как можно скорее», — завершил свое выступление Владлен Максимов.
Поддержку предлагаемой Минпромторгом инициативе высказал и депутат Государственной Думы Андрей Туманов. Указав на факт исчезновения в Москве за последние годы огромного числа киосков различной специализации, он подчеркнул, что политика московских властей по уничтожению нестационарной розницы направлена отнюдь не на помощь людям. «Чиновники хотят сделать все красиво и хорошо: чтобы киоски выглядели одинаково, чтобы стояли одинаково, чтобы их много не было... Думаю, если в городе не станет людей, это для чиновников будет еще лучше и еще красивее», — грустно пошутил депутат.
Напомним, одной из инициатив Андрея Туманова за последнее время стало внесение на рассмотрениезаконопроекта, вновь разрешающего торговлю табаком в киосках прессы. «Мы готовы пойти на многое, чтобы поддержать рынок и гарантировать киоскерам работу», — указал он, подчеркнув, что хоть сам он и не курящий, но понимает, что без срочный мер по поддержке системы распространения прессы этому рынку не выжить. «Киоск — это не только будка с бабушкой-продавцом. Киоски прессы — это краеугольный камень нашего гражданского общества. Если завтра их не станет, прессе просто негде будет продаваться, и она перестанет доходить до читателя, а значит, гражданское общество не будет работать», — заключил депутат.
Вице-президент Некоммерческого партнерства «Дистриклуб» (объединяет малых предпринимателей в сфере распространения прессы) Олег Бережной также высказался за предлагаемые Минпромторгом в законопроекте меры по поддержке нестационарной торговли. «Я горячо поддерживаю этот законопроект, он дает хоть какие-то, пусть временные, но гарантии нашей жизни и работы», — так начал он свое выступление, обратив особое внимание собравшихся на проблематику размещения НТО специализации «пресса». В отличие от киосков общественного питания, эффективность работы киосков газетных напрямую зависит от места их расположения. Если в размещенный вдалеке от пассажиропотока продуктовый магазинчик люди идут все равно, то за газетой с привычного маршрута покупатель не сворачивает даже на десять лишних шагов. Периодическая печать — продукт исключительно импульсного проса, в 90% случаев приобретаемый «по пути». Именно поэтому, по мнению Олега Бережного, вопросам определения мест дислокации киосков прессы необходимо уделять особое внимание.
Говоря о важности для отрасли рассматриваемого законопроекта, руководитель «Дистриклуба» подтвердил ранее озвученный тезис о важности принятия единых правил работы на федеральном уровне. «Киоски прессы — головная боль для властей. Мы постоянно находимся в разряде гонимых, которые должны доказывать, что тоже имеют право на жизнь. Да, в Москве ситуация несколько лучше — наш мэр понимает, что киоски прессы требуют особого отношения, но и она не идеальна», — указал Олег Бережной, приведя в пример опыт Воронежской области, где для киосков прессы, помимо прочих мер поддержки, введена нулевая ставка аренды земли. Положительный опыт администрации этой области, по словам докладчика, должен быть перенят и другими регионами.
Со стороны выступавших на «нулевых чтениях» экспертов из других ведомств и сфер торговли также был сделан ряд предложений и уточнений, которые, на их взгляд, могут быть отражены в обсуждаемом законопроекте Минпромторга. А в качестве укора региональным властям несколько раз поднималась тема необходимости введения для них системы оценки деятельности на основе показателей развития малого предпринимательства. Называемая по-разному, сама идея повышения ответственности местных чиновников за сохранение и развитие малого и среднего бизнеса нашла отклик у всех присутствующих. Не исключено, что рано или поздно местные власти все-таки будут мотивированы не на выстраивание преград, а на стимулирование предпринимательской деятельности.
Анна Луговая, Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие материалы: Бизнес без барьеров. Минпромторг подготовил поправки к закону, направленные на развитие малого предпринимательства