С чего начинал
Федотов — технарь. Он окончил факультет аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института, где, по его собственному признанию, его научили решать любые поставленные жизнью задачи.
В глянцевом бизнесе он человек не случайный. Федотов как раз из тех, кто участвовал в создании рынка моды и дизайна в России. Еще до распада Союза, в сентябре 1990 года, он учредил малое государственное предприятие «Арт-Сервис» при дирекции советско-американского фонда «Культурная инициатива».
Предприятие «Арт-Сервис», также известное как Art Trading, работало с популярными архитекторами, модными брендами, занималось маркетингом. Через пять лет портфель Федотова пополнился рекламным агентством Artcom Media, которое в 1997 году прославилось рекламной кампанией первого струйного факса итальянской компании Olivetti для России.
Еще 1990-е команда Федотова проводила в России модные показы именитых кутюрье и дизайнеров интерьера, а в 2000-х организовала международную выставку архитектуры и дизайна Moscow Design Week.
Что ему принадлежит
За 20 лет дизайн-империя Федотова приросла несколькими компаниями, обзавелась внушительными заказчиками и засветилась в громких проектах. Сейчас в группу входят студия архитектурного проектирования и дизайна интерьеров Art Trading Contract, галерея Altagamma, рекламное и ивент-агентство.
Среди клиентов Art Trading Contract, как сообщается на официальном сайте, — правительство Московской области, Ингушетии, корпорация БИН, Сбербанк, банки МДМ, КБ «Национальный резервный банк», Автобанк, Белэкономбанк, гостиницы «Космос» и «Мир», а также итальянский производитель диванов и кресел Natuzzi.
По информации «Коммерсанта», компания Федотова участвовала в реконструкции стадиона «Лужники» к московскому финалу Лиги чемпионов по футболу 2008 года.
Как пришел в глянец
В медиабизнес Федотов подался накануне кризиса. В 2009 году он приобрел права на выпуск в России голландского журнала об архитектуре и дизайне Object. Как сам он вспоминал, эта идея родилась в 2006 году на дружеских посиделках с дизайнерами Паолой Навоне, Джулио Каппеллини и Филиппом Старком во время миланской недели моды. Речь зашла и о том, что в России нет журнала о современном дизайне.
«Я спросил, какое издание они считают профессиональным. Назвали голландский Object, и я решил сделать его в России», — объяснял Федотов.
За Object последовали франшизы французских журналов Exterieurs Design и Numero, итальянского Interni, британского Port и американского Golf Digest, издаваемого в партнерстве с основателем «Пронто-Москва» («Из рук в руки») Леонидом Макароном. Все эти активы, а также журнал SNC, ранее известный как Sex and the City, сайт о трендах TrendSpace и ресурс об архитектуре, дизайне и технологиях Russian Design Hub, объединены в издательский дом Artcom Media, который и выступил покупателем российского подразделения Axel Springer.
Скандальная история
Помимо изданий Artcom Media, Федотов издает российскую версию французского L’Оfficiel. Эта франшиза перешла к нему не без скандала. Точнее, скандал позволил Федотову получить права на выпуск журнала в России.
С 1997 по 2011 год L’officiel издавала группа «Парлан» Евгения Змиевца. Главным редактором была Эвелина Хромченко, которая параллельно участвовала и в других медиапроектах, в частности, выступала экспертом в ток-шоу «Модный приговор». В 2010 году Змиевец без согласования с владельцами лицензии — издательством Les Editions Jalou — уволил Хромченко, объяснив отставку тем, что Эвелина увлечена продвижением собственной карьеры в ущерб развитию журнала.
Французов возмутил поступок российского партнера. Спустя три месяца Les Editions Jalou расторгла договор с «Парланом» и передала права издательству АСТ. В 2012 году компанию поглотил ближайший конкурент — «Эксмо».
Для «Эксмо» глянцевый проект не был в числе приоритетных, и когда выходец из «ИД Родионова» Владимир Помукчинский договорился с французами о сотрудничестве, франшиза перешла созданному им «Лез Эдисьон Жалю Рюсси» (Jalou Media Group Russia). А в прошлом году 90 процентов этой компании выкупил Федоров, получив право распоряжаться брендом L’Оfficiel в России и Германии.
И придет Собчак...
Федотов несколько раз предлагал Ксении Собчак возглавить журнал SNC, но та была плотно занята в проектах на «Дожде», «Снобе», участвовала в протестной деятельности. Однако в 2012 году на очередное предложение Собчак согласилась и в течение двух лет руководила журналом. Она признавалась, что из медийных проектов SNC — ее самый любимый.
Коллеги Федотова по медиарынку признают, что идея назначить Собчак на пост главреда была удачной. Собчак перезапустила журнал, сменив формат, у SNC обновилась и расширилась аудитория. После покупки L’Оfficiel Федоров перебросил Собчак на этот проект и снова не прогадал. Собчак знает, как привлечь внимание: она интриговала своих подписчиков в социальных сетях и подбрасывала светским журналистам поводы для новой порции сплетен.
По информации одного из участников медиарынка, знакомого с Федотовым, сейчас бизнесмен рассматривает кандидатуру Собчак на должность главного редактора Forbes. Нынешний главред Эльмар Муртазаев занимает этот пост с января 2014-го. В прошлом году Собчак предъявила ему и редакции Forbes претензию за то, как ее включили в двадцатку «главных знаменитостей 2014 года».
Она возмутилась тем, что ее в очередной раз причислили к шоу-бизнесу, хотя основная сфера ее деятельности — журналистика. Среди репортерских достижений Собчак в Forbes указали только на интервью с мэром Харькова, который лечился в Тель-Авиве после пулевого ранения, не упомянув ее эксклюзивы с Михаилом Ходорковским, Евгенией Васильевой, Александром Лукашенко, Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной.
«Поздравляю коллег из "Форбса" и лично главреда г-на Муртазаева с "отличной" работой. Вот он, типичный пример, как можно написать абсолютно предвзято негативный текст, но так, что вроде как и не придраться», — заметила тогда Собчак.
Почему Forbes
Немецкая медиагруппа уходит с российского рынка из-за закона, запрещающего иностранцам учреждать СМИ и владеть в их капитале более чем 20 процентами. Это ограничение вступает в силу с 2016 года, и все зарубежные владельца медиа в России либо судорожно ищут пути обхода этого закона, чтобы сохранить бизнес в России и контроль над этими СМИ, либо покидают рынок. Axel Springer решил уйти.
Однако известно, что немцы и до закона подыскивали покупателя на свои российские активы. Закон лишь ускорил этот процесс. В числе претендентов на Forbes называли бывшего акционера «Тройки Диалог», а ныне совладельца «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубена Варданяна, владельца группы ЕСН, ИД «Комсомольская правда» и московской газеты Metro Григория Березкина. О Федотове говорили в последнюю очередь.
Эксперты медиарынка отмечают, что в сделке с Axel Springer Федотова прежде всего интересует портфель глянцевых изданий — еженедельник OK!, а также ежемесячные журналы GEO (GEO Traveller, GEOленок) и «Gala Биография». Собеседник «Ленты.ру» из игроков этого рынка говорит, что Forbes мог достаться Федотову в довесок к глянцу, как это произошло в случае с «Ведомостями». Напомним, несколько месяцев назад Демьян Кудрявцев, интересовавшийся этим изданием, был вынужден выкупить у финского медиаконцерна Sanoma не только 30 процентов в «Ведомостях», но и The Moscow Times и линейку изданий компании «Юнайтед пресс» — журналов Men’s Health, National Geographic, Yes, «Агроинвестор» и других. Претенденты на долю в деловой газете тогда говорили, что Sanoma была заинтересована в продаже всего своего бизнеса в одни руки. Причем финны хотели продать активы медийщикам, а не бизнесменам из реального сектора экономики.
Велика вероятность того, что немцы при отборе претендентов на руку и сердце Forbes придерживались такой же логики. В то же время медиабизнесмены говорят, что Forbes — единственный актив немецкого издательства в России, представляющий определенный интерес. Причем не столько потому, что его можно использовать как инструмент влияния, а потому что Forbes приносит неплохой доход.
Светлана Поворазнюк
Источник: Lenta.ru
Оригинальный заголовок: Не от мира сего
Похожие новости: Российские активы Axel Springer перейдут к Александру Федотову