Они приехали запечатлеть жизнь женщин самбуру, которые построили деревню, чтобы сбежать от строгих патриархальных порядков своего народа, среди которых, например, женское обрезание как свадебный ритуал (если вы не знаете, что такое женское обрезание и почему оно считается калечащей практикой и нарушением прав человека, начать можно с этого короткого материала радио ООН — прим. пер.). Это был один из первых материалов, подготовленных дляBroadly, нового проекта Vice для женщин, который лучше всего, наверное, можно описать как мачо-феминистский. В документальном фильме корреспондентка Broadly берёт интервью у девочки-подростка, которая пришла в Умоджу, чтобы избежать брака по принуждению.
«Хочешь ли ты найти себе мужа?» — спрашивает журналистка. Девочка качает головой. «И я не хочу», — говорит журналистка, и они дают друг другу «пять» (high five, очень распространённый жест одобрения — прим. пер.).
О проекте Broadly стало известно в начале 2015 года, а запустился он в августе, став ещё одним из целого ряда недавних проектов для женщин поколения миллениалов (вот кто это такие — прим. пер.), которые делают кое-что интересное. В их числе также The Skimm, ежедневная новостная рассылка, и Refinery29 — когда-то фэшн-блог, а ныне медиакомпания, которая выходит на новостной рынок.
Более ранние женские проекты вроде Jezebel, xoJane и Bustle построены на модели, созданной под влиянием блогосферы нулевых: множество постов-исповедей в стиле «это произошло со мной», сплетни о знаменитостях и личные мнения авторов по социальным проблемам. Более свежий «урожай» сайтов, кажется, всё более серьёзен: они уделяют больше внимания новостям и политике, особенно по проблемам женщин и социальным вопросам, но при этом приправлены нужным количеством остроты (Broadly), изящества (Refinery29) и отсылок к сериалу «Секс в большом городе» (The Skimm), чтобы всерьёз восприниматься искушённой женщиной-миллениал.
«Теперь кажется высокомерным и чрезмерно снисходительным говорить, что нас интересует только шопинг, мода и губная помада», — говорит Джоанна Колс (Joanna Coles), главный редактор Cosmopolitan. (при всём уважении к госпоже Колс: не, не «кажется». Это было и есть высокомерно и снисходительно всегда, а не вдруг вот «теперь» — прим. пер.)
Согласно докладу The Media Insight Project 2015 года, миллениалы — активные потребители новостных продуктов, 69% из них читают новости ежедневно. Но женщины более склонны следить за новостями по социальным проблемам, здравоохранению и образованию, тогда как мужчины обращают больше внимания на политику и науку. Автор доклада Дженнифер Бенц (Jennifer Benz) говорит, что это объясняет одно часто упоминаемое наблюдение: что мужчины следят за новостями более регулярно, чем женщины. «Дело не в том, что женщин новости интересуют меньше, чем мужчин, а в том, что «новости» для разных людей означают разное», — говорит Бенц.
Переход к более «новостным» проектам для женщин может быть признаком прогресса. Женщины поколения миллениалов с большей, чем когда-либо в истории, вероятностью имеют образование, работу и не замужем. Среднестатистическая женщина-миллениал с большей вероятностью, чем её ровесник, имеет законченное высшее образование, её доход растёт относительно дохода мужчины, а детей эти женщины рожают позже. Всё это создаёт поколение женщин чуть за двадцать или за тридцать — умных, активных, независимых и со связями по всему миру. Исследования показывают, что хотя миллениалы не склонны доверять государству и общественным институтам, их заботят социальные проблемы, прежде всего те, которые напрямую касаются их самих —студенческий долг (в США общий объём задолженности по образовательным кредитам в 2015 году превышает $1,2 трлн — прим. пер.), равная оплата труда, репродуктивные права и так называемая identity politics (всё, что связано с расово-этнической принадлежностью, гендером, сексуальной ориентацией и т.д. — прим. пер.)
И вместе с тем то, что происходит сейчас, может быть, не так уж и ново. Журналы для амбициозных молодых женщин существуют уже давно. В 1930-х Mademoiselle запустился как «журнал для умных молодых женщин». После перезапуска под руководством Хелен Гёрли Браун (Helen Gurley Brown) Cosmopolitan в 1965 году рассказывал о сексе и деньгах «девушке Космо», незамужней работающей сексуально раскрепощённой женщине — даже если многое читательницы не вписывались в этот образ.
Джоанна Колс говорит, что перемены в том, что сегодня издаётся для молодых женщин, связаны в большей степени не с демографическими факторами, а с интернетом. «При ежедневном выходе материалов освещать нужно более широкое информационное поле. У каждого есть своё мнение относительно всего, что происходит вокруг, и медиа пытаются давать информацию для формирования этого мнения», — говорит она.
Цель Broadly, по словам главного редактора Трэйси Эган Моррисси (Tracie Egan Morrissey), — последовательно освещать женские вопросы, которые СМИ общего профиля игнорируют. Бывшая сотрудница Jezebel, которая писала там под псевдонимом Slut Machine, Моррисси — феминистка, которая считает сам термин избыточным. «Если ты женщина, но не феминистка — ты идиотка», — говорит она. По её мнению, феминизм — это всего лишь убеждённость в том, что женщины и мужчины должны иметь равные права. «Женщины — это не какая-то особая «ниша», но они дискриминируемая группа», — считает Моррисси.
Vice, хорошо это или плохо, известен «маскулинностью» своего контента и тона; в 2014 году медиакит компании сообщал, что две трети её аудитории составляют мужчины. Broadly, тем не менее, кажется естественным его продолжением. Моррисси приводит в пример недавнюю историю, которая получила позитивные отзывы — об актрисах зоофильского порно. «Она поставила один очень интересный вопрос, о котором я никогда раньше не задумывалась: что лучше — трахнуть бычка или съесть его? Какой из двух вариантов делает тебя более отвратительным существом?».
Один из комментаторов на видеоканале Broadly на YouTube написал: «То есть это просто Vice, но без чего бы то ни было, что при этом касается мужчин». Моррисси настолько понравилось это определение, что она поместила его на страницу «О нас» Broadly. «Идея Broadly в том, чтобы привести женщин в сеть Vice», — говорит редактор.
Для неё это означает использование ресурсов Vice для того, что Vice обычно и делает: пожить в женской деревне в Кении, снимать видео в пяти разных странах для 30-минутного документального фильма об абортах и написать о «семейном» фестивале фаллосов в Японии, чтобы указать на двойные стандарты — японская художница в июле была арестована за использование своей вагины в искусстве (она распространяла данные, которые позволяли людям напечатать 3D-модель её гениталий).
«Я не знаю никакой другой цифровой медиакомпании, которая бы настолько сильно вложилась в проблему, которая так важна для женщин», — говорит Моррисси, имея в виду международный документальный проект об абортах. Она надеется, что работа журналистов заставит читателей серьёзно относиться к проблемам, важным для женщин. «Когда вокруг происходит всё это дерьмо с репродуктивными правами и доступом к здравоохранению, я надеюсь, что смогу их [аудиторию] разозлить». (под «дерьмом» имеются в виду постоянные попытки ограничить право на аборт и доступ к контрацепции в США, ад типа такого и такого в центральной и южной Америке, истории о женщинах, вынужденных донашивать заведомо нежизнеспособный плод, в Ирландии и т.д. — прим. пер.)
Другие СМИ выбирают менее агрессивный подход. Вот, например, Refinery29, который запустился лет десять назад как блог о моде и постепенно эволюционировал в цифровой эквивалент глянцевого журнала: красиво сделанный сайт, наполненный слайдшоу о косметических продуктах, советами о моде и стиле, и лайфстайл-гидами о том, как избавиться от прыщиков или приготовить завтрак за пять минут. Как и многие традиционные женские журналы, Refinery29 предлагает осторожную смесь моды и феминизма.
Но в последний год проект начал набирать новостную команду. В марте сайт нанял Кэлин Форд (Kaelyn Forde) с Al Jazeera America на пост исполнительного директора, и по состоянию на сентябрь открыты несколько вакансийновостных и политических корреспондентов, в том числе вакансия старшего редактора, который станет частью «растущей глобальной журналистской команды» проекта. В апреле Refinery29 получил 50 миллионов долларов от инвесторов, среди которых была Scripps Network Interactive, владеющая такими лайфстайл-телепроектами, как The Food Network и The Cooking Channel. В пресс-службе Refinery29 отказались дать комментарий CJR о переходе к более серьёзным новостям, отметив в электронном письме, что будущее политической тематики на сайте сейчас обсуждается.
Пока Refinery29 остаётся проектом преимущественно о моде и стиле жизни, с капелькой новостей. Работая над этим текстом, я стала часто отправлять себе ссылки на материалы оттуда с пометкой «После работы». В их числе, например, «Гид по осенней моде и красоте для девушки без денег» и «Как уложить мокрые волосы». Более точной характеристикой для журналистских материалов R29 было бы «о чём не говорят в новостях», фичеры или человеческие истории. В фотоистории о сирийских беженцах показывалось содержимое сумок некоторых из них — ребёнка, матери, аптекаря и семьи из 31 человека из Алеппо. В сумке у аптекаря были все его вещи: деньги, два мобильных телефона, зарядка, запасная батарея и карта памяти с фотографиями семьи.
Cosmopolitan, по словам Колс, отмечает хорошую реакцию аудитории на фичеры, например, на историю о трёх нигерийских девочках, которые «благодаря помощи богов» спаслись от нападения террористов из «Боко Харам» и массового похищения девочек, после которого появилось движение #bringbackourgirls.
Одна вещь, которая отличает новые сайты от их непосредственных предшественников вроде Bustle, xoJane и Hairpin, — то, что они меньше полагаются на сообщества (и больше — на профессиональных авторов — прим. пер.). На популярный сайт для молодых женщин Bustle работают более 200 авторов, и часть его миссии — создать дискуссионное пространство для женщин. «Наша цель — дать слово большему количеству женщин по всем вопросам», — говорит редактор Bustle Дженни Холландер (Jenny Hollander).
Личное эссе было главным продуктом интернета в 2005 году, особенно для сайтов, ориентированных на женщин. Трэйси Моррисси из Broadly согласна с тем, что этот жанр остаётся для женщин важным способом быть услышанными, но она считает, что есть и следующий шаг. «Я думаю, что с перенасыщением жанра личного эссемы теряли реальные проблемы, новости и журналистику. Я бы хотела вернуть всё это», — говорит Моррисси.
По мере того, как возрастает внимание СМИ к президентской кампании (2016 года в США — прим. пер.), всё больше женщин будут следить за политикой, особенно если вопросы вроде репродуктивных прав и равной оплаты труда выйдут на первый план. Это вполне вероятно с учётом того, что Хиллари Клинтон будет участвовать в гонке ещё по крайней мере несколько месяцев (а у республиканцев тоже есть своя женщина-кандидат, Карли Фиорина (Carly Fiorina) — прим. пер.). Колс говорит, что участие Клинтон в выборах подчеркнёт вечные феминистские вопросы вроде недостатка женщин-лидеров в бизнесе и политике. И это, по словам Колс, хорошо: хотя феминизм и стал более мэйнстримовым явлением, «есть некоторые вещи, за которые женщинам, совершенно очевидно, надо продолжать бороться».
Если провал в освещении женской проблематики или в освещении новостей, направленном на женскую аудиторию, действительно существует, сейчас самое время его закрыть. Это, возможно, стоит за выбором момента для расширения Refinery29. Вскоре после назначения Форд директором новостной службы она заявила следующее: «Мы хотим показать нашим читателям и читательницам, как в освещении выборов-2016, так и после них, что мы работаем в соответствии с нашим девизом: “Наша политическая партия — это женщины”».
На сайте The Skimm, запущенной два года назад ежедневной новостной рассылки для активных молодых женщин и сейчас набравшей уже 1,5 миллиона подписчиков, есть раздел «ЗаSkimm’ь своего кандидата», где собраны интервью с кандидатами в президенты по важным вопросам их политической платформы (а также их кофейным предпочтениям). Сейчас там девять интервью, в том числе одно с неуловимой Клинтон.
Моррисси говорит, что у Broadly пока нет каких-то конкретных планов на выборы. Её цели более амбициозные. Больше женских СМИ — это больше женщин-редакторов, авторов и корреспондентов, которые потом окажутся в мэйнстримовых СМИ, и «таким образом все эти [женские] темы окажутся в медиа общего профиля». Моррисси надеется, что однажды они будут руководить собственными редакциями.
Хава Гурари (Chava Gourarie, @ChavaRisa), Delacorte Fellow в Columbia Journalism Review
Перевод: Ольга Добровидова
Источник: Мы и Жо
Оригинальный заголовок: Мода, политика и феминизм: женские журналы для нового поколения
Похожие новости: Роль женщин в медиаиндустрии - исследование