Председатель правления АРПП Александр Оськин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.
— Как вы считаете, с чем связана отставка Регины фон Флемминг, и как кризис печати повлиял на это решение?
— Прежде всего, скажу, что Регина — это уважаемый человек в отрасли и топ-менеджер высокого уровня. Ее уход — это потеря не только для издательского дела, это потеря для всего рынка прессы России. Работая у нас, она принесла много пользы медиаотрасли и, скажу прямо, развивала издательский бизнес, приносящий налоговые отчисления в бюджет государства. Она уходит по двум причинам. Во-первых, в России из-за недавно принятых законов, ужесточающих отношение к СМИ, в основе которых лежит иностранный капитал, сложились неблагоприятные условия для работы. Конечно, эти потери можно было минимизировать и преодолеть, но, кроме того, Регина не видит своего будущего в команде нового собственника. Она уходит, конечно, добровольно, однако это все равно очень печально.
— Как это может отразиться на продукции Axel Springer, по-вашему, и кто может возглавить издательский дом?
— Скажется, безусловно, отрицательно, потому что у нее был большой потенциал управленческий, издательский, она была очень хорошим менеджером. Безусловно, не только в этом издательском доме проходят перемены, закрывается или уже закрылся еще ряд других издательств с иностранным капиталом, что очень плохо. Потому что мы теряем, рынок теряет, страна теряет, сокращаются рабочие места, это очень плохо. Кто возглавит, кто сменит ее в этой функции, мы не знаем, можем только гадать. Боюсь, что это будет неадекватная фигура, если придет свежий человек, то придется ему многому учиться и завоевывать авторитет. А сейчас, когда у нас кризис, когда у нас такие тяжелые условия на рынке, когда сокращается вся система распространения печатного слова, завоевать новые позиции без опыта издания крайне тяжело.
— Какова вообще сейчас ситуация в отрасли, и может ли кризис привести к коллапсу у крупных игроков и к каким-то дальнейшим отставкам или уходам?
— Ситуация в отрасли сейчас, конечно, очень тяжелая. Это связано с тем, что по-прежнему усиливается давление на СМИ, законодатели, я считаю, в совершенно странном порыве, можно сказать, популистском и непродуманном наносят ущерб за ущербом нашей отрасли. Принято в Госдуме 82 закона репрессивных по отношению к СМИ, ограничению рекламы в СМИ и так далее, понимаете, экономика у нас в чрезвычайно плохом состоянии. Плюс к этому, растут цены на бумагу полиграфическую, растут цены на полиграфические услуги, и сегодня работать у нас в стране в нашей отрасли все тяжелее и тяжелее. Добавьте к этому, мы изучали специально господдержку СМИ в России и за рубежом. Так вот в нашей стране господдержка СМИ минимальная, и мы далеко отстаем от других стран. Единственная страна в мире, которая не поддерживает подписку на газеты и журналы — это Россия.
Мы были недавно на конгрессе в Брюсселе по случаю юбилея Дистрипресс и посмотрели, как ведут себя и чувствуют издатели в других странах: у них появляется оптимизм, у них растет доходность, более того, доходность сейчас превышает доходность, которая получается в электронных версиях всевозможных вариантов, и, конечно, нужна синергия, чтобы выкарабкиваться из этой трудной ситуации, синергия бумаги и цифры. И Регина была в этом смысле человеком очень продвинутым, она понимала, как правильно выстроить издательскую политику в синергии бумаги и цифры. У многих есть надежда, что это получится, но, к сожалению, не у всех получается. У нас в России минимальное количество изданий, где получается синергия бумаги и цифры, взять тот же издательский дом «Коммерсантъ» — молодцы, «Комсомольская Правда», «Ведомости», «Вечерняя Москва», «За рулем» — вот где получается сочетать издательскую деятельность с популярностью печатной продукции и всех возможных электронных версий, всевозможных приложений к мобильным системам. Это мало у кого получается.
А на Западе у кого получается, у того идет замечательный прогресс, новые издательские продукты. Плюс, выход на аудиторию в интернете, на подростковую, на молодежную, на специализированные проекты. Например, на Западе есть замечательный продукт, называется Bookazine. В Америке выходит 4 тыс. Bookazine в год, а у нас единицы в России. Тут есть что делать. И кто справляется и понимает ситуацию, как Регина, например, у того есть будущее.
Источник: КоммерсантЪ FM
Оригинальный заголовок: «Уход Регины фон Флемминг — это потеря для всего рынка прессы России»
Похожие новости: Регина фон Флемминг уходит из ИД Axel Springer Russia