"Парламентская газета": Мелкой рознице жить!

В Госдуму внесён законопроект, призванный поддержать бизнесменов, занятых в нестационарной торговле.

Многие из нас привыкли покупать овощи в палатке у дома, а за хлебом идти в ближайший ларёк. Это же касается покупки свежих газет и журналов. Но малым предпринимателям, организовавшим это удобство для граждан, выживать сегодня всё труднее, особенно в больших городах. Бизнесменам нужна помощь в проведении аукционов, предоставлении земельных участков, организации налоговых льгот. Иначе вид нестационарной торговли в нашей стране может скоро вообще исчезнуть. Спасти ситуацию решил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, разработав соответствующий законопроект.

Подвижный — не значит ненужный

Итак, нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. К таким объектам, например, относятся киоски, павильоны, объекты быстрого питания, оказания бытовых услуг, временные торговые площадки.

Сейчас в России насчитывается около 200 тысяч таких торговых объектов круглогодичного размещения и около 60 тысяч временного. В них трудятся примерно 1,5 миллиона человек без учёта персонала, занятого в смежных отраслях — оптовой торговле, логистике, сервисных организациях. По экспертным оценкам, на малую торговлю, в том числе нестационарную, в 2014 году приходилось не менее 10 процентов совокупного оборота розничной торговли. А согласно опросам предпринимательского сообщества, за последние два года заметно ухудшились условия для осуществления их деятельности с использованием нестационарных торговых объектов. В ряде субъектов их количество снизилось до 30 процентов.

Принятие нового законопроекта, уверен Звагельский, позволит стабилизировать положение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную розничную торговлю, защитить их права и законные интересы и развить хозяйственный оборот. Депутат привёл данные Росстата по Москве, согласно которым за период 2013—2015 годов количество юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, сократилось на 17,5 процента. «Хотя именно нестационарная торговля в силу востребованности у населения и доступности должна развиваться», — подчеркнул автор инициативы.

Он также сообщил «Парламентской газете», что на эту же тему есть большой законопроект Минпромторга, но он фактически не даёт нужных решений. Парламентарий рассчитывает на живую дискуссию в Госдуме и уверен, что коллеги инициативу одобрят: «Мы сегодня пытаемся спасти тот небольшой процент малого бизнеса, который ещё не уничтожен».

Как есть и как станет

Сегодня предоставление субъектам малого предпринимательства муниципальных земельных участков или помещений, находящихся в муниципальной собственности, может быть только по результатам проведения соответствующих конкурсов или аукционов, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество определённым категориям субъектов. Но нестационарный бизнес не подпадает под исключение, поэтому по истечении срока договора аренды, пользования или иного договора, предусматривающего переход прав владения и пользования в отношении муниципального земельного участка или помещения, где располагается нестационарный торговый объект, предприниматели должны вновь участвовать в торгах на право заключения договора.

В результате  существенное снижение числа нестационарных торговых точек ведёт к снижению конкуренции и росту потребительских цен и падению спроса на наиболее распространённые и востребованные товары. А развитие торговой инфраструктуры находится в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Новый законопроект предлагает заключать договор на срок не менее семи лет, а увеличение тарифов по нему не производить чаще одного раза в год. Также в документе прописано предоставление компенсационных мест для сохранения бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, при исключении места из схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, субъекту малого предпринимательства органом местного самоуправления должно быть предоставлено аналогичное компенсационное место в соответствии с Законом «О торговле».

С воодушевлением законопроект встретил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции  Александр Оськин. Он назвал инициативу своевременной  и важной. «В стране экономический кризис и нужно дать как можно больше свободы малому бизнесу, который  бы мог сам себя прокормить, обеспечить рабочими местами и дать дополнительные поступления в бюджет государства», — сказал Оськин.  Он отметил, что количество киосков прессы в стране сокращается со скоростью 10 штук в день, а убивают бизнес именно условия аренды нестационарных торговых объектов. Хотя, по словам главы правления, например, в Липецкой области нестационарные торговые объекты, торгующие прессой, платят за аренду в среднем 12 рублей за квадратный метр в месяц. Тогда как в Москве эта сумма начинается от двух тысяч рублей. «Минсвязь и Минпромторг поддерживают малый бизнес, но региональные чиновники по всей стране, к сожалению, не прислушиваются к позиции федеральных органов», — заключил Александр Оськин.

Неиссякаемый поток

Нестабильная ситуация в сфере нестационарной торговли отражается и на статистике жалоб и обращений граждан и предпринимателей как в Государственную Думу, так и в ответственные ведомства. Так, по данным уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова в 2013 году как минимум в 20 регионах  в качестве основных констатируются такие нарушения прав предпринимателей, как непредоставление права на продление договоров для размещения нестационарных торговых объектов, произвольный пересмотр органами местного самоуправления схем размещения.

В 2014 году количество обращений от малого бизнеса в адрес уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей выросло на 18 процентов и составило 85 процентов от общего числа. Наиболее частыми являются жалобы относительно таких сфер, как нестационарная торговля  — 25 процентов обращений, аренда земли и помещений — 15 процентов. По обобщённым данным, поступившим от субъектов Российской Федерации, с 2011 по 2014 год количество обращений граждан, недовольных закрытием торговых объектов или жалующихся на дефицит магазинов, увеличилось в 4,8 раза. Количество предпринимателей, жалующихся по фактам необоснованного административного прекращения деятельности их нестационарных торговых  объектов либо о трудностях в получении мест для торговли, за тот же период увеличилось в 3,4 раза.

Ксения Редичкина

Источник: Парламентская газета