В тексте законопроекта говорится, что ФЗ вступает в силу с 1 июня 2017 года, а первые слушания, по словам депутата, пройдут уже в марте. О нюансах законодательного акта «МК» поговорил с его автором.
— Ранее моими коллегами по депутатскому корпусу был внесен другой законопроект в поддержку печатных СМИ, — напоминает Дмитрий Носов. — Он предлагал разрешить продажу табачных изделий в киосках печатной прессы. Чтобы эти киоски стали более рентабельными. Но эффективна ли будет такая поддержка? Это скорее поддержка табачной отрасли, расширение рынка сбыта для нее, упрощение доступа к табаку для молодежи. А поднимет ли это продажу печатных СМИ? Нет. А будут ли периодические издания получать дополнительную прибыль? Нет, ее будут получать только киосочники и табачники. Да и сам тот законопроект внесло скорее табачное лобби, чем журналистский корпус. Поэтому, пока он не принят, я задумался об альтернативном законе.
Я предлагаю: давайте поступим наоборот и поддержим все-таки прессу, а не производителей табака. То есть обяжем всех тех, кто уже все равно продает табак, реализовывать и периодические издания. С учетом того, что таких торговых точек в России в районе 115 тысяч и каждая станет наполнять свой оборот периодикой минимум на 2% — это будет очень серьезным подспорьем для печатных СМИ. А хождение табака при этом никак не возрастет. Эта мера позволит задействовать новый канал сбыта периодической печатной продукции, не нанося вред здоровью граждан. Хочешь продавать сигареты? Ну ладно. Но будь добр, продав 5–6 пачек сигарет, не забыть реализовать и как минимум одну газету. Это для чисто табачного ларька. А в многопрофильных, торгующих всякой всячиной, включая табак, соотношение будет еще более приятным для прессы и менее вредным для здоровья.
— Вы уверены, что законопроект будет принят, или предчувствуете, что он столкнется с противодействием?
— Я уже поговорил с большим количеством коллег по Госдуме. Они одобряют мою инициативу. В межфракционной группе по противодействию лоббизму — полная поддержка. Я ставлю вопрос: чего мы хотим на самом деле — продавать больше табака или больше газет? Если второе, то нужно принимать мой законопроект.
Но, конечно, табачное лобби мной очень недовольно. Конечно, оно встанет на дыбы, я у них уже давно враг №1. С момента принятия первых антитабачных законов. Но мы победили тогда, должны победить и теперь.
— Все-таки что для вас важнее: борьба с табаком или поддержка СМИ?
— Я борюсь за здоровый образ жизни, за здоровье нации. А оно включает в себя и эрудированность, которую дает пресса.
— Кто будет контролировать исполнение этого закона торговыми точками?
— Кто контролирует исполнение правил торговли и наказывает за их нарушения, те и будут контролировать. Если в обороте павильона периодики окажется меньше, чем положено, — будут так же штрафовать или наказывать, как наказывают за нарушения правил торговли.
— А откуда взялась эта цифра — 2%? Ее обосновывали какими-то расчетами?
— Мы прикинули, что 5% — слишком много, была долгая дискуссия на тему, два процента или три. Но 3% считать не так удобно: попробуйте 100 поделить на три и всегда наткнетесь на копейку, которую непонятно кому отдавать. При 2% математические расчеты легче.
— Как работники торговых точек будут определять ассортимент продаваемой периодики? Не превратится ли это в коррупционную схему или лоббизм строго определенных изданий?
— Этот вопрос возник и у замминистра связи Алексея Волина, когда мы его обсуждали. Он одобряет законопроект, сказал мне, что поддерживает его двумя руками, но нужны доработки, которые ответят на этот вопрос. Их можно внести во втором-третьем чтении. Есть опасения, что начнутся сговоры или из прессы будут представлены только модные журналы, которые и так на рекламе зарабатывают. Я за то, чтобы были представлены именно газеты. Мы надеемся, что именно специалисты Министерства связи, которые знают ситуацию в СМИ, помогут нам доработать этот вопрос.
Михаил Зубов
Источник: Московский комсомолец
Оригинальный заголовок: Табачные киоски станут газетными
Похожие статьи: Сигареты в киосках прессы: торговцы - за, депутаты - против