Пресса: не покупают или не продают?

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), ежедневно в России в среднем закрываются по 10 газетных киосков. Пять лет назад работало около 42 тысяч киосков, а к 2015 году осталось 28 тысяч. О том, чем живет сеть ООО «Роспечать» в Новгородской области сегодня, мы поговорили с её директором Анатолием ФЁДОРОВЫМ.

— У нас тоже киоски закрываются. В прошлом году один игрок — индивидуальный предприниматель — ушел с новгородского рынка. Он держал около 30 точек. Сдал в аренду другим. Кто-то перепрофилировал киоски, кто-то продолжает торговать газетами и журналами.

Что касается Роспечати, нам тоже приходится прикрывать киоски по экономическим соображениям. В Старой Руссе, например, заводы закрылись, доходы у людей снизились, и пришлось прекратить работу одного киоска.

А скоро еще один закроем. В Боровичах стало на один киоск меньше. Наших киосков уже нет в Холме, Поддорье, Марёве... Продажи там низкие, а прогоны туда большие. Если инвестор придет, зарплаты у людей подрастут, есть смысл вернуться. В Батецком Роспечати тоже нет, но по другой причине: его по логистике трудно захватить. Но рассматриваем открытие точки в Шимске: посёлок развивается.

Сейчас в области работает около 70 наших киосков. В общей сложности в последние годы их число сократилось примерно на 10 процентов. Это не критично. Торговый оборот уже лет пять находится приблизительно на одном уровне. Растут расходы на аренду, электричество, так что работаем почти в ноль. Может быть, я бы и больше киосков закрыл, — чтобы в плюс выйти. Но что потом? Кризис когда-нибудь закончится, а начинать всё заново очень трудно. Так что нужно сейчас перетерпеть.

— Интерес к печатной продукции у жителей области тоже стремится к нулю?

— Не растет, потому что время сложное. Покупатели ведь сначала платят за коммуналку. Вторая статья расходов — питание. И уже в последнюю очередь — духовная пища. Но! Интерес к нашей продукции не падает, потому что люди всё-таки читают. И будут читать. Все эти разговоры, что народ откажется от газет и уйдёт в Интернет, — миф! В компьютере невозможно почувствовать автора — это даст только живая газета. Кроме того, газетный материал — еще и документ, который можно предъявить при необходимости. И молодежь со временем поймет и придет к этому. В Европе ведь читают! Там киосковые сети вполне успешно работают.

Скажу о другом. Одной из причин разбалансировки рынка печатной продукции в Новгороде уже много лет остается выпуск бесплатной городской газеты, которую кидают в почтовые ящики независимо от того, хотят её люди читать или нет. Мнением горожан не интересуются. А ведь на выпуск издания расходуются бюджетные средства!

Кроме того, продажи газет и журналов через нашу сеть сократились после того, как в регион пришли ритейлеры, которые, по моим оценкам, оттянули на себя около четверти всего рынка.

— И эта цифра растет?

— Нет, действуют законы рынка, а он насытился. Бывают сезонные всплески. В районах они зависят от приезда и отъезда дачников, в городах — от времени отпусков.

— Но мы слышим, как где-то открываются новые магазины...

— А я думаю, их уже так много, что скоро начнут выбивать друг друга. 

— С другой стороны, сети предлагают в большей степени глянцевый ассортимент, развлекательный. Серьёзные издания ритейлерам не особо интересны.

— И местные тоже. Те, кто считает, что киоски отомрут, а издательства и редакции уйдут в супермаркеты, сильно ошибаются. Что-то я не вижу массового потока. И, кстати, как издатель сам работаю с новгородской «Лентой», но, скорее всего, уйду оттуда. Одни убытки! Выплаты — нерегулярные, списания тиража — неконтролируемые. Бывает, попросту забывают выложить журнал, а потом — целые пачки в корзине! Недавно пришло предложение сотрудничать с «Пятерочкой», так там еще и бонусы требуют выплачивать!

Наши производители — «Новгородхлеб», «Лактис» — не от хорошей жизни из автоприцепов на улице торгуют. Потому что в супермаркетах их душат штрафами и бонусами. Кабальные условия! Да и газеты для ритейлеров — не профильное направление. Не очень-то мы им нужны.

— А что скажете о конкурентах иного толка? В Москве была идея запустить работу электронного киоска, в котором можно распечатать целиком газету или нужную статью.

— В Москве и Питере была и другая безумная идея: там искусственно уничтожали торговые точки. Уходите, мол, с улиц! Киоски не устраивали чиновников по эстетическим соображениям. Руководство столицы предложило выстроить новые павильоны и потом сдавать их в аренду, а плата, конечно, заоблачная. Но сейчас, кажется, образумились.

В Новгороде, слава Богу, эта волна прошла. А тоже когда-то под разными предлогами пытались прикрыть. Не видели большой разницы: пивной, табачный, газетный киоск — всё равно.

— И, тем не менее, в разговоре о возвращении табака в газетные киоски точку пока не поставили. По мнению Александра Оськина, председателя правления АРПП, курильщики заодно и прессу брали. Правда, в российском правительстве посчитали, что возврат сигарет недостаточно обоснован.

— Я тоже с большой прохладой отношусь к этому и сигаретами торговать не буду, даже если разрешат. Газетный киоск должен быть газетным киоском. Табак, алкоголь привлекают хулиганствующий элемент.

— Выпил, покурил и...

— Точно! Не хочу, чтобы вернулись те времена, когда пьяные подростки громили павильоны. Особенно это касается районов. И, кроме того, для торговли табаком нужен кассовый аппарат, а сигареты, согласно современному законодательству, должны быть закрыты, значит, в киоске для этого нужно выделить место. К чему все эти неудобства?

— Но вернуть табак попросили главные редакторы ведущих российских изданий: «Московского комсомольца», «Комсомольской правды», «Российской газеты», «АиФ»... Люди уважаемые...

— Да, но этих уважаемых людей могли попросить сделать это другие не менее уважаемые люди.

— Из табачных компаний?

— Да.

— Тогда как вы относитесь к идее продавать напитки, минералку? Авось заодно и газету купят.

— Тоже не вижу в этом большой необходимости. Если уж совсем плохо будет, может быть, тогда.

— В некоторых российских городах владельцам киосков запретили ставить рядом холодильники с напитками.

— В Новгороде тоже. По уже упомянутым эстетическим соображениям. В районах запрета нет. Но, повторяю, лицо наших киосков — газеты и журналы, а не сигареты и лимонад.

— С другой стороны, окна киосков зачастую увешаны разнообразной мелочью, так что и газеты рассмотреть непросто.

— Так ведь это не от хорошей жизни! А вообще, соотношение доли сопутствующих товаров к печатной продукции в наших киосках — примерно 30 к 70.

— Еще одним источником доходов для распространителей прессы называют наружную рекламу, которую можно было бы размещать на стенах сооружений.

— Вот к этому я хорошо отношусь. Но и тут возникают вопросы. Если мы размещаем рекламу газетно-журнальной продукции, — пожалуйста. Но издания очень мало рекламируются. А когда в свое время мы разместили рекламу одного из сотовых операторов, нам в новгородской администрации дали по рукам — нельзя. Есть, мол, утвержденный внешний вид киосков, и ему надо соответствовать.

В этом корень всех проблем нашей отрасли. Власти не понимают, что наш бизнес — особый. Социально значимый! Нельзя у людей отобрать связь с внешним миром и оставить только телевизор! Это важно для всей страны. Насколько знаю, уровень развития киосковой сети — один из инструментов оценки эффективности работы властей. Но я пока не почувствовал, что этот механизм работает.

Раньше ездил на всевозможные круглые столы, семинары, конференции в Москву, обсуждали проблемы нашей отрасли, подготовку программы развития... А потом надоело. Смысл? Поговорить и разойтись? Не вижу от таких встреч никакой отдачи!

— Вы из тех, кто считает, что государство должно помочь распространителям печатной продукции субсидиями?

— Не субсидиями! В бумагах потом закопаешься так, что и не рад этим деньгам будешь. Единственное, чем могут помочь нашему бизнесу власти, — снижение ставок арендной платы и применение понижающего коэффициента на налоги. Вот это большое подспорье!

— Что это изменит? Число торговых точек увеличится?

— По крайней мере, это поможет продолжить их модернизацию — ведь киоски стареют. Пять лет назад у нас были для этого средства, и мы массово ставили новые сооружения. Сейчас я меняю всего 1—2 павильона в год. А что это такое? Другие, современные материалы, стеклопакеты... Выставочная площадь больше — покупателю удобно. Как показывают наши подсчеты, в новом киоске выручка увеличивается на 15—20 процентов, потому что люди лучше видят продукцию.

— Конкретно в цифрах можете обрисовать свои предложения?

— Скажем, в Новгороде мы платим за аренду земли около 20 тысяч рублей в год. Если бы плату снизили вполовину, я мог бы за год заработать на еще один киоск — 250—300 тысяч.

Работаем на едином налоге на вменённый доход. Хорошо бы его снизить на 20 процентов. Я бы сэкономил около 600 тысяч в год. Еще два новых киоска в районах!

— В регионе действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Вы можете ею воспользоваться?

— Она нацелена не на торговлю — на производство... И, к слову, в наших киосках в основном пенсионерки работают. Около 150 человек. Средняя пенсия в регионе — 10 тысяч рублей, наши работницы получают еще примерно столько же. При этом труд не такой напряжённый. Лучше, чем тяжелые пальто в гардеробе носить или полы мыть. Закроемся мы, и кому от этого будет лучше?

Елена Кузьмина

Источник: Новгородские Ведомости

Оригинальный заголовок: Газетный развал

Похожие новости: Эксперты — о благоустройстве и торговле в подуличных переходах Москвы