Помимо этого, на специальном заседании СПЧ 14 марта прозвучали предложения вернуть на экраны ТВ рекламу алкоголя и БАДов. В целях справедливого распределения средств между СМИ общественники предложили создать фонды и экспертные советы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
По данным исследования СПЧ, сегодня из всех видов господдержки средств массовой информации наибольшей популярностью пользуются целевые субсидии и госзакупки. В четырех регионах – Владимирской, Воронежской, Орловской областях и Башкортостане – имеют место взносы в уставный капитал СМИ, и только в 12 регионах для поддержки редакций используются гранты. По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, де-юре бюджетные деньги идут на информационное сопровождение органов власти, освещение важных для региона событий и тем. Де-факто пресса рассказывает о том, что делает, с кем встречается или где перерезает ленточку губернатор.
Основную поддержку власти субъектов предпочитают оказывать местному телевидению. Примерно столько же средств тратится на финансирование региональных выпусков на федеральных телеканалах, в разы меньше – на публикацию материалов в печатных СМИ. Помимо бюджетного финансирования редакции в регионах зарабатывают на полиграфической и издательской деятельности, продаже канцтоваров, рекламе, публикации объявлений. К внебюджетным источникам получения средств также можно отнести привлечение спонсоров, журналистские премии и конкурсы. Причем последние по большей части организуют не общественные организации или палаты, а пресс-службы, подразделения администраций субъектов либо контрактные агентства комитетов по закупкам, говорят в СПЧ.
«Мы давно говорим что в россии требуется регулирование правового поля в сфкре дечтельности сми в вопросе разграничения феднрадбных и регионалбных СМИ. СМИ сегодня – социально и государственно незащищённая сфера, и регулирование правового поля в ней требуется давно. Сегодняшняя законотворческая деятельность зачастую сводится к превентивным мерам и является губительной для отрасли. Депутаты вносят ужесточающие законы, преследующие популистские цели и сиюминутную выгоду, обличенную задачами контроля СМИ в преддверии выборов. Не все понимают, что подобные разрушения приведут к длительному, многолетнему процессу восстановления отрасли в будущем», отметил генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин.
Уголовка за пиар
«Журналистика не может рассматриваться как бизнес – ее надо рассматривать как часть культуры или очень важный политический феномен. Только с этой точки зрения она заслуживает поддержки», – считает секретарь Союза журналистов России Леонид Никитинский. Он уверен, что в том виде, в каком господдержка оказывается сегодня, она скорее вредна, чем полезна.
Социология показала: как только появляется господдержка (даже в самом незначительном размере), в СМИ сразу исчезает критическая повестка, а редакция выбирает политику лояльности, утверждает Никитинский. Он отмечает, что на первых двух полосах региональных газет, как правило, размещены одни «портреты губернатора». «Сзади есть кроссворд, рецепт, как солить огурцы, какой-то дикий криминал без всякого смысла, а все остальное пространство забито пресс-релизами, в которых сообщается: приехал, уехал», – рассказывает секретарь СЖР, подчеркивая, что «о содержании при этом, конечно, говорить нельзя».
По его мнению, в поддержке нуждаются только социальные СМИ, ежедневно поднимающие острые темы. А издания вроде «Тещиного языка» или журнала «Лиза» (входят в ТОП-20 по версии Агентства по печати и массовым коммуникациям) должны зарабатывать на свою деятельность сами. Что касается справедливого распределения финансирования между региональными СМИ, эту проблему поможет решить создание Фонда, «где будут сидеть правильные люди и правильно делить деньги». Поскольку «понимание правильности» у всех разное, компромиссными механизмами могли бы стать различные экспертные советы. Помимо этого, Никитинский предлагает сократить в госструктурах количество пресс-служб, а сэкономленные деньги направить на поддержку средств массовой информации.
Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Леонид Левин фиксирует сокращение рынка печатной прессы, деградацию журналистики в связи с конкуренцией со стороны блогеров и соцсетей, а также экономические трудности в отрасли. Все это, по мнению депутата, накладывается на авторитарные тенденции политики некоторых представителей региональных элит. Причем, это не всегда губернаторы или главы муниципальных образований – такие проявления есть также и у силовиков, и у недобросовестных представителей бизнеса. Левин напомнил, что 30 ноября прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев отдал распоряжение об упорядочении расходов глав регионов на информирование граждан, а 21 февраля в Госдуму был внесен законопроект о губернаторском пиаре, инициированный ОНФ. Его идея заключается в том, чтобы запретить главам регионов любые траты, не входящие в понятие обязательного информирования населения под угрозой уголовного наказания.
По словам парламентария, законопроекту еще предстоит серьезное обсуждение в Госдуме. «Президент говорил о том, что надо изобрести такую форму, которая бы не позволила тратить средства на голый пиар. Нужно не громкое наказание, а системный результат, видимые изменения в работе с региональными редакциями. Если ввести еще одну уголовную санкцию, которая не будет работать, мы только дискредитируем власть»,- отмечает председатель думского комитета.
Леонид Левин считает, что справедливой поддержкой СМИ в регионах могли бы стать целевые губернаторские гранты на информирование, выдающиеся под контролем региональных журналистских организаций. Помимо этого, следует обсудить участие в решении проблемы прокуратуры и ФАС: нельзя исключать, что можно добиться более справедливого заказа на информирование путем простого ужесточения контроля над исполнением уже действующего законодательства.
«Сегодня мы ощущаем поддержку со стороны Общероссийского народного фронта в этом вопросе. Помимо того, что ОНФ оказал существенную помощь печатным СМИ в получении субсидий от Роспечати и Правительства, проводит работу по правовой защите журналистов, организует премию Фонда «Правда и справедливость», недавно стал соинициатором обрщения к президенту России с предложением разграничению федеральных и региональных СМИ. Эта инициатива прозвучала на форуме ОНФ в Ставрополье, и президент нашел ее логичной. Это важная тема: мониторинг закупок в регионах выявил колоссальные траты именно на федеральные СМИ, в том время как поддержка региональных СМИ оставляет желать лучшего», отметил гендиректор РИА «ФедералПресс». – Я поднимал эту тему на медиа-Форуме ОНФ в прошлом году, говорил о необходимости дифференцированного подхода в вопросах регулирования деятельности СМИ в регионах и на федеральном уровне. Я рад, что наши идеи оказались созвучны с позицией ОНФ. И надеюсь, что эта тема будет доведена до законопроекта и принята дум в редакции закона наиболее отражающего интересы региональных СМИ. Но в целом, я считаю, что законодательное закрепление понятия «региональные СМИ» – это ощутимый шаг навстречу им. Вопрос лишь как этот закон будет использоваться на деле».
Расклад по регионам
Профессор Высшей школы экономики Анна Качкаева с коллегами изучила базу заказчиков и исполнителей, которые осуществляют контракты в сфере СМИ, и выявила наличие двух-трех крупных по объему финансирования получателей контрактов в каждом регионе. Как правило, это местные филиалы ВГТРК, крупные региональные медиахолдинги и, так называемые, «губернаторские каналы», как в Татарстане. «С большими оговорками можно считать, что власть выполняет функцию общественных массмедиа, поскольку социальная тематика тесно переплетена с политически ангажированными материалами о ее деятельности», – отмечает она.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2015 году, российские регионы распределили на поддержку СМИ 43 млрд рублей. При этом даже в сопоставимых по численности населения субъектах, можно заметить колоссальную разницу в объемах бюджетных трат. Так, если в Перми за девять месяцев прошлого года потратили на СМИ десять рублей в расчете на человека, то в ХМАО – уже 538 рублей. В ЯНАО жителей поменьше и тратят уже 3800 рублей в расчете на человека. Самара и Саратов: 120 рублей против 18 рублей. Москва и Петербург: 818 и 180 рублей соответственно. «Когда мы делали анализ, мы пытались найти хоть какую-то связь, понять, от чего зависит объем финансирования местных средств массовой информации. От дефицитного или профицитного бюджета? Сильных или слабых позиций губернатора? Но какой-либо связи мы не нашли», – рассказывает директор Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики («Медиастандарт»)Дмитрий Казьмин. Он приводит данные аналитической работы, в которой участвовали 34 тысячи респондентов из всех 85 регионов. «Уровень доверия к региональным СМИ нигде не опускается ниже 50 процентов. Самый низкий уровень в Ингушетии – 52 процента. Лидер – Ямал с его расходами на СМИ в объеме 73 тысячи рублей в год на человека. Там информации, размещенной в местных СМИ, доверяют 84 процента от общего числа жителей региона», – говорит он.
Решение проблемы справедливого распределения средств Казьмин видит в законодательном запрете контрактов на освещение деятельности власти. По его мнению, в региональных медиа необходимо вводить поэтапное ограничение доли бюджетного финансирования, а публикацию законодательных актов переводить из печатных газет в интернет.
Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский с таким подходом не согласен. Цифры, озвученные главой «Медиастандарта», он считает завышенными, и даже «демонизированными». Сеславинский уверен, что лишение бюджетного финансирования сделает существование региональных медиа практически невозможным, а создание различных Фондов проблему пиара за казенный счет не решит. «Давайте тогда создадим Фонд хоккея или православия? Ничего нового, кроме создания экспертных советов здесь придумать сложно», – говорит он.
Русская водка спасет СМИ
Замминистра связи и массовых коммуникаций РоссииАлексей Волинпервостепенной задачей власти считает организацию условий для заработка СМИ на рынке и увеличение их «кормовой» базы. По его словам, СМИ должны перестать выступать в роли просителей и иметь возможность нормально зарабатывать. Сейчас это мешают делать законодательные нормы, ограничивающие рекламу. «Больше года назад министерство выступило с инициативой серьезной либерализации рекламного законодательства. Мы исходим из необходимости вернуть рекламу БАДов, вернуть ответственность за их рекламу с публикатора на того, кто размещает рекламу. Кроме этого выступаем за возвращение рекламы алкоголя и рецептурных лекарственных препаратов», – напомнил он.
По словам чиновника, все рассуждения о том, что граждане могут стать объектами манипулирования и жертвами недобросовестной рекламы, «просто унизительны для населения страны». «Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что запрет на рекламу алкоголя выгоден, прежде всего, его крупным иностранным производителям, которые не нуждаются в рекламе. А местные производители не могут выйти на внутренний рынок без подобной поддержки. Принципиально важно не допустить ухудшения ситуации на рекламном рынке. Начинается новый политический цикл, когда обостряется активность на дешевый популизм, возникают идеи запретить сладкое или горькое. В основе всего является твердая уверенность, что российские граждане являются какими-то агрессивными …, которые только мечтают нанести ущерб своему здоровью», – предупреждает замглавы министерства.
Три года назад Минсвязи разработало рекомендации, которым должна соответствовать розничная сеть по продаже газет и журналов. Уже два года подряд ведомство проводит исследование ситуации в регионах. В 32 субъектах поддержка розничной сети распространения достаточно неплохая. Лучше всего обстоят дела в Калининградской, Челябинской, Владимирской, Московской, Липецкой, Воронежской областях, республике Марий Эл и Пермском крае. Есть регионы – аутсайдеры, где ситуация в восемь раз ниже норматива – это Чечня и Чукотский АО. В пять раз ниже норматива – в республике Адыгея и на Алтае, в 4 раза ниже – в ХМАО, Хакасии, Пензенской области, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Туве и Еврейской автономной области.
Параллельно с этим ведомство составило рейтинг губернаторов, проанализировав их отношение к распространению печатных СМИ. В итоге на лидирующих позициях оказались Липецкая и Воронежские области. В последней в прошлом году было принято историческое решение о нулевой ставке налога на землю под киосками прессы. Антигероями исследования являются Чукотка, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Еврейская АО и Калмыкия.
«Запрет региональным властям заниматься пиаром за бюджетные деньги мы поддерживаем. Но тратить деньги на здоровый образ жизни, на борьбу с наркотиками и социально-значимые программы, считаем вполне возможно. Мы не совсем понимаем, почему в этом вопросе необходимо ограничиваться только региональными властями. Можно и федеральным тоже самое правило распространить, хуже не будет», – уверен зам министра. Волин добавил, что его всегда веселит, когда в министерство обращаются с запросом: «Сколько ведомство тратит на информационные программы с рассказами о себе?». «Нисколько! – признается спикер. – Если мы будем доплачивать за публикации о нас, то нужно будет уволить нашу пресс-службу. Федеральные органы власти являются ньюсмейкерами, и рассказ о них дополнительной федеральной поддержки не требует».
Известно, что окончательный перечень предложений по поддержке региональных и муниципальных СМИ в Совете сформулируют до 20 марта. В этот день истекает срок исполнения соответствующего поручения президента. Оно было дано общественникам по итогам встречи Владимира Путина и СПЧ первого октября прошлого года.
Источник: РИА «ФедералПресс»
Оригинальный заголовок: «На первой полосе – портрет губернатора, сзади – кроссворд». Региональные СМИ могут лишиться бюджетного финансирования
Похожие новости: Региональным СМИ не хватает господдержки