Руководство «Медиа дистрибьюшен» и «Пресс-Логистик» встретилось с ведущими издателями страны

21 марта с.г. состоялась встреча руководителей группы компаний «Медиа дистрибьюшен – Пресс-Логистик» и ведущих издателей страны. Во встрече приняли участие представители Bauer Media Group, Forward Media Group, Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, «А-Медиа Дистрибьютор», «Бурда», «Конде Наст», «КОНЛИГА МЕДИА», «Красивые дома пресс», «Логос», «Мир Новостей», «Редакция газеты "Культура"», «Семь дней».

Встречу открыл Константин Недосекин, генеральный директор компаний «Медиа дистрибьюшен» и «Пресс-Логистик». Он проинформировал собравшихся о практическом завершении большого проекта – внедрении новой информационной системы. Прошлый год для нашего предприятия выдался непростым, отметил К.Недосекин. В начале 2015 года в ритейле обострились проблемы взаиморасчетов с поставщиками. В период кризиса сети стали задерживать оплату, объясняя задержки сроками оформления первичных документов из торговых сетей, в т.ч. из регионов. Мы вынуждены были искать решение проблемы и форсировать переход нашей компании на электронный документооборот, для чего нам нужна была новая информационная система. Было принято решение, несмотря на развивающийся кризис на рынке, начать разработку и внедрение корпоративной информационной системы. Мы смогли меньше чем за год внедрить систему на предприятии, объединив за этот период 16 независимых рабочих систем компании. Были серьезные трудности, особенно летом и осенью прошлого года, когда потери в продажах и неразбериха с ритейлом в документах привели к увеличению в отсрочке платежей. Но результат в итоге достигнут, новая IT-система внедрена, и в этом году мы активно продолжим заниматься развитием электронного документооборота, прежде всего с ритейлом, поскольку именно ритейл – это наш основной канал продаж. Мы рассчитываем, что электронный документооборот позволит ускорить прохождение, оборот документов и денег, сократит просрочку со стороны сетей, и, соответственно, мы оптимизируем платежи издателям. Внедрение новой системы уже с начала этого года позволило нам существенно сократить затраты, что благотворно сказывается на финансовых показателях компании и на платежах. Кроме этого, что у нас и у наших поставщиков появились новые возможности для анализа продаж и управления их эффективностью на торговых точках.

Два года назад мы поменяли бизнес-модель предприятия, сказал К.Недосекин, и перешли от рекламоцентричной модели продаж к продажецентричной. И надо сказать, что на протяжении последних лет наша группа компаний продолжает расти, мы развиваемся, увеличиваем выручку, двигаемся в противоположном направлении от основных тенденций рынка. Т.е. рынок сужается, а мы растем. «Мы значительно переработали собственные технологии, внедрили новую информационную систему и на этот год ставим перед собой амбициозные цели: обеспечить процент возврата на уровне 30-35% и рост объема продаж на уровне 15%. И мы готовы поддерживать наших поставщиков и помогать развивать новые издательские проекты. 

Далее К.Недосекин озвучил основные инициативы, касающиеся развития сотрудничества предприятия с издателями. Мы предлагаем, сказал он, без длительных дискуссий с рекламными и коммерческими службами нашей компании по упрощенной схеме вводить в ассортимент любые издательские новинки при условии их рекламы в СМИ. По всем новинкам тиражом от 5 тысяч экземпляров после заведения в торговые сети мы за свой счет обеспечим трейд-маркетинг по большинству торговых точек. Любому поставщику на тестовый период мы предлагаем совместное распределение тиражей по торговым точкам, готовы поддерживать инициативы издателей, экспериментировать с поставками в течение первых трех месяцев с момента запуска издания. 

С сообщением «Рынок распространения прессы в России. Тенденции и перспективы развития» выступила Ольга Лугарёва, директор департамента продаж компании «Медиа дистрибьюшен». Она отметила, что в течение последних лет российский рынок распространения печатных СМИ показывает отрицательную динамику и продолжает сокращаться в 2016 году на фоне уменьшения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку. Идет постоянное сокращение точек продаж прессы. Если в 2008 году их было в России 55,9 тыс. ( в т.ч. 42,0 тыс. киосков), то в 2015 году – 39,5 тыс. киосков - 27,5 тыс.). Наблюдается постоянный рост розничных цен на прессу: по сравнению с 2012 годом  в 2015 году – на  31%, а в 2016 году, по оценкам, - на 45%. Говоря об изменениях в структуре рынка прессы по каналам продаж, О.Лугарёва привела данные о том, что за последние 3 года уменьшилась доля киосков и павильонов (-11%), лотков, пресс-стендов и других форматов (-6%) за счет увеличения доли сетей FMCG (+16%) и минимаркетов прессы (+1%). 

Затем были перечислены причины, влияющие, по мнению докладчика, на снижение продаж прессы:

- Снижение спроса со стороны населения, вызванное экономическими проблемами. 

- Экономия на товарах не первой необходимости и покупках импульсного спроса. Смещение спроса в сторону более дешевых изданий. 

- Падение продаж патворков, которые в силу своей высокой цены генерировали большие объемы выручки.

- Сокращение тиражей со стороны издателей, вызванное экономическими проблемами (резким ростом стоимости бумаги и печати при снижении доходов от рекламы).

- Закрытие изданий или временная остановка выходов.

- Отсутствие новинок, способных поддерживать интерес покупателей к товарной группе.

- Перераспределение покупательских потоков в  сетях супермаркетов в связи с активным открытием новых торговых  объектов, приводящее к размыванию покупательских потоков.

В последнее время, подчеркнула О.Лугарёва, в ритейле падает оборот прессы с единицы метража, пресса все больше уступает позиции в сетях другим непродовольственным товарам. В связи с этим необходимы совместные действия издателей и дистрибуторов, направленные на повышение доходности продаж.

Далее О.Лугарёва подробно рассказала о деятельности ООО «Медиа дистрибьюшен», являющегося  официальным дистрибьютором крупнейших сетей -  лидеров розничного рынка FMCG,  и ООО «Пресс-логистик», логистического оператора, осуществляющего оптовые поставки печатной и сопутствующей продукции. В настоящее время группа компаний работает по прямым договорам с более чем 300 издательствами и производителями товаров народного потребления,  обслуживает более 2000 торговых объектов, в регулярной торговой матрице присутствует свыше 1500 наименований журналов и газет, 5000 наименований книг, широкий ассортимент сопутствующих и сезонных товаров. ГК имеет 10 региональных представительств, а собственная служба мерчендайзинга состоит из 400 торговых представителей. Ежегодные продажи печатной продукции составляют более 35 млн. экземпляров. Доставка продукции осуществляется по более чем 250 маршрутам, протяженность самого большого из них – 5,3 тыс. километров.

Особо О.Лугарёва остановилась на мерах, предпринимаемых компаниями для сохранения объемов продаж прессы в ритейле, включающих управление ассортиментом в прикассовой зоне, установку специального торгового оборудования в зонах с максимальным покупательским трафиком, кросс-мерчендайзинг, ввод новых товарных групп и др. Было отмечено, что в течение года совместно с ритейлом проводятся 24 акции по продвижению продаж.

После доклада О.Лугарёвой состоялся обмен мнениями. В дискуссии приняли участие Андрей Авдонин, генеральный директор ООО «Мир Новостей Медиа», Сергей Алексеенко, генеральный директор ООО «ТДС» (Bauer Media Group), Антон Волков, директор по распространению ИД Sanoma Independent Media, Наталья Глущенко, генеральный директор ООО «А-Медиа Дистрибьютор», Алла Громадина, руководитель издательского отдела ОАО «Редакция газеты «Культура», Роман Дорошенко, генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз», Илья Колобаев, директор по дистрибуции ИД Forward Media Group, Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор ИД «Логос», Михаил Фалькевич, генеральный директор ИД «Красивые дома пресс» и другие.

Затем слово взял председатель правления АРПП Александр Оськин. Он отметил, что наряду со многими негативными тенденциями на рынке печатных СМИ в целом и в сфере распространения газет и журналов, о которых было сказано раньше, наблюдаются и позитивные изменения, которые могут привести к оживлению продаж прессы. Очень приятно, сказал А.Оськин, что «Медиа дистрибьюшен» и «Пресс-Логистик» представили оптимистичную программу развития, что для рынка очень важно, особенно на фоне того, что издатели переживают тяжелые времена, испытывают проблемы с ростом цен на бумагу и на полиграфические услуги, с платежами от распространителей и т.д. И очень хорошо, что в своем выступлении Константин Недосекин обозначил открытость дистрибьютора к диалогу с издателями по развитию бизнеса. 

Далее А.Оськин остановился на ряде конкретных проблем, затронутых в ходе встречи издателями. Говоря о  необходимости предоставления оперативной информации о ходе продаж и готовности предприятия учесть интересы издателей в данной сфере, он предложил издателям сформулировать консолидированные предложения в адрес дистрибьютора по более тесному информационному взаимодействию, которое, как известно, хорошо организовано в ряде западных стран. Подготовить такие предложения можно было бы при содействии недавно созданной Национальной ассоциации издателей, президент которой, Андрей Авдонин, является участником встречи и в последнее время много времени уделяет контактам с ритейлом в рамках Торгово-промышленной палаты РФ. Ведь огромное количество супермаркетов прессу в своем ассортименте не имеет и, как выяснилось, некоторые представители отраслевых организаций, объединяющих непродовольственный ритейл, даже не подозревают, что в супермаркетах можно торговать прессой. Как уже говорилось сегодня, «Медиа дистрибьюшен» ежегодно организует с ритейлом 24 акции по увеличению продаж, и это очень важно, поскольку необходимо, чтобы ритейл развернулся лицом к издателям. И было бы очень хорошо, подчеркнул А.Оськин, если бы нам удалось создать «симбиоз» ритейл-дисрибьютор-издатель и обеспечить диалог и сотрудничество в общих интересах. АРПП в последнее время выступила в поддержку ряда внесенных в Госдуму законопроектов, призванных помочь продвижению прессы в ритейле. В частности, речь идет о том, чтобы приравнять газеты и журналы к продуктам питания, например, по срокам платежей, и вообще заставить ритейл относиться к прессе как к «скоропортящемуся» товару. 

И хотелось бы сделать еще одно оптимистичное замечание, сказал А.Оськин. Есть издатели, у которых дела идут хорошо, которые имеют успехи в подписке, в рознице. Есть издатели, которые, несмотря на кризис, запускают новые проекты. Словом, не все так трагично, как иногда представляется. Наша задача – вести диалог, идти навстречу, помогать друг другу. И если мы соединим наши усилия, то мы добьемся и роста продаж, и увеличения доходности нашего бизнеса, поможем отрасли, которая находится сегодня в тяжелом положении.    

В конце своего выступления А.Оськин пригласил всех присутствующих принять участие в ближайших отраслевых мероприятиях – заседании Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, юбилейной 30-й медиаконференции АРПП во Вьетнаме и Круглом столе в Общественной Палате РФ.  

На встрече с издателями К.Недосекин вручил представителям издательских домов дипломы «За плодотворное сотрудничество, профессионализм и активное развитие продаж».

Пресс-служба «Медиа дистрибьюшен» и «Пресс-Логистик»