1) Изменение законодательной базы (признать издательскую деятельность - социально значимой и отменить запреты на рекламу, введённые в последние годы);
2)Улучшить экономическую составляющую (ввести сквозной НДС и попытаться его понизить, добиться, чтобы на затраты разрешили относить хотя бы 30% возврата тиражей, отменить ввозные пошлины на бумагу)
3)Наладить взаимоотношения с крупными ритейловыми сетями, чтобы работа с ними была взаимовыгодна;
4)И, конечно же, вернуть институту подписки ту роль, которую он играла в былые годы. Тут, кстати, придание отрасли статуса социально значимой тоже сыграло бы большую роль.
Задача НАИ совместно с Альянсом в поддержку подписки, со всеми другими заинтересованными общественными объединениями убедить государство и чиновников, что печатная пресса это культурно-исторический элемент нашей страны и сугубо прагматический подход (как к какому-то производству) здесь не уместен и даже вреден. А если это так, то и подписка, как один из главных способов выживания у многих СМИ, должна пользоваться поддержкой у государства. Во многих странах мира, понимая это, создают различные механизмы помощи и субсидий.
Конечно, можно отметить, что за последний год ситуация немного изменилась к лучшему. «Почта России» частично компенсировала затраты на экспедирование изданиям, вошедшим в список социально значимых. Государство выделило гранты для поддержки региональных изданий. Но этого явно не достаточно. Число газет и журналов, закрывшихся за последние годы, катастрофически растёт, подписные тиражи продолжают сокращаться. Без экстренных совместных усилий институт подписки в его нынешнем виде не сохранить, а ведь для удаленных населенных пунктов это чуть ли не единственный способ получения газет и журналов.
Можно говорить много правильных слов, но без конкретных действий дело с места не сдвинется. Вода камень точит. Надо постоянно обращаться и объяснять руководству страны и местным властям, что помощь подписке это не субсидии коммерсантам, продающим газеты и журналы, а социально-политическая миссия государства. Если президент ставит задачи развивать культуру чтения, сохранить Росси среди самых читающих стран мира, обеспечить информационную безопасность нашей страны, то правительству необходимо разработать реальные меры помощи.
В ожидании этих шагов, издательское сообщество совместно с Почтой России может и должно разработать меры по изменению отношения населения к подписке, по приближению точек подписки к местам массового скопления людей. Превращение подписки в импульсную покупку.
В качестве первых шагов НАИ предлагает:
Начать совместно с Департаментом образования и «Почтой России» проводить в школах уроки подписки. С помощью наглядной агитации и специальных подписных каталогов, прививать культуру подписки с младших классов. Естественно, это должны делать учителя совместно с представителями почтовых отделений. Человек в парадной форме «Почты России» сразу привлечёт внимание школьников.
Да и учителя с родителями тоже смогут оформить подписку.
В этом формате может возникнуть много нюансов, так как присутствие в школе не учебных процессов строго регламентировано, но учитывая социальную, государственную значимость этого формата, я думаю, две государственные структуры найдут консенсус.
Также можно предложить провести эксперимент по организации мобильных пунктов подписки в местах массового скопления населения: на городских праздниках, в торговых центрах, ярмарках выходного дня.
И, конечно, надо договариваться с местными властями, чтобы разрешение на такую деятельность выдавалось не на коммерческих условиях, как это пытались делать в некоторых регионах.
Такого рода инициативы должны придать импульс плодотворному сотрудничеству издательского сообщества, «Почты России» и различных государственных структур для возвращения институту подписки былого размаха.