Взаимоотношения власти и средств массовой информации всегда были непростыми. А когда речь заходит о финансовой бюджетной поддержке, тут же возникают темы самопиара чиновников, свободы слова журналистов и, разумеется, справедливости распределения средств. Особенно пристальное внимание уделяется этим вопросам еще и в силу сложившейся экономической ситуации.

Что противопоставить лжи

В 2014 году на базе Общероссийского народного фронта (ОНФ) был создан Центр правовой поддержки журналистов. Одним из результатов его работы стала единая форма отчетности бюджетных трат на информационное освещение деятельности региональной власти и помощь СМИ. Такой отчет размещен сегодня на сайте правительства Мурманской области. Там наглядно показано, на какие цели выделялись средства и какие именно средства массовой информации их получали.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а нужно ли вообще тратить деньги областной казны на помощь газетам, журналам, телеканалам и интернет-ресурсам? По идее, само правительство кровно заинтересовано в экономии бюджетных средств. Зачем же ему покупать услуги СМИ, если они и без того заняты именно информированием населения?

Отчасти отвечу на этот вопрос сама: наши граждане даже не представляют, сколько лжи и откровенных спекуляций потоком льется из разных информационных источников. Я уже не говорю о том, что уровень профессионализма некоторых журналистов и СМИ оставляет желать лучшего.

Поверхностное изучение материала, использование некомпетентных источников получения информации, заведомое искажение фактов приводят к тому, что у зрителей, слушателей, читателей и интернет-пользователей очень часто складывается неверная картина действительности. В этом со мной согласился начальник управления информационной политики и взаимодействия со СМИ аппарата правительства области Дмитрий Ищенко:

- Региональные органы исполнительной власти обязаны реализовывать государственную политику через СМИ - повышать инвестиционную привлекательность области, реализовывать социально значимые проекты, работать на привлечение туристического потока. Все это чрезвычайно важно для экономики области и благополучия ее жителей. Поэтому одна из наших задач - создание условий для гарантированного доведения до граждан достоверной информации о деятельности органов исполнительной власти. Недостоверной информации действительно много, и недооценивать степень ее воздействия нельзя. Вторая задача - это поддержка региональных средств массовой информации. Существуют различные модели взаимодействия. В ряде субъектов РФ созданы областные предприятия, где в единой структуре собраны телевидение, региональные и муниципальные газеты. И в большинстве из них в соучредителях у муниципальных изданий представлены и региональная, и муниципальная власть. У нас такого предприятия нет. Поэтому мы вынуждены вступать в контрактные договоренности со СМИ. При этом большая часть работы ведется на безвозмездной основе. Но есть контрактная работа, позволяющая гарантированно доводить важную информацию до жителей региона и всех, кому она нужна, и, с другой стороны, поддерживать средства массовой информации.

Контрактные соглашения - это еще не все. Палитра взаимодействия правительства области со СМИ гораздо шире. В целях поощрения творческой активности журналистов и активизации публикации материалов, выхода программ, сюжетов, посвященных разгрому немецко-фашистских войск в Заполярье, ветеранам войны и труженикам заполярного тыла, ежегодно организуется и проводится областной журналистский конкурс «На Мурманском рубеже», который впервые стартовал 10 лет назад и стал традицией. Только в прошлом году в нем приняли участие более 60 журналистов и творческих коллективов региона, было выставлено больше 200 работ. И это только один пример. Проведение таких творческих конкурсов с финансовой точки зрения тоже можно назвать одним из механизмов поддержки СМИ.

Своевременная помощь

К сожалению для журналистов, исполнительной власти региона приходится принимать решения с учетом сегодняшних экономических трудностей. Если говорить о медиа-ресурсах, учрежденных органами власти, то у нас на это тратится гораздо меньше средств, чем в других регионах, - чуть больше 89 миллионов рублей. По предварительным данным, в 2016 году в Вологодской области на содержание таких СМИ предусмотрено 160 миллионов, в Новгородской - 90,5 миллиона, в Ленинградской - 99 миллионов рублей. Такая же картина и в плане выделения сумм на заключение контрактов со СМИ. Кроме того, их размер постоянно уменьшается. Если в 2014 году на эти цели было выделено 47,5 миллиона рублей, то в 2015-м уже 43 миллиона, а в текущем всего 36 миллионов рублей. То есть за два года общая сумма сократилась на 11 миллионов.

- Это деньги, которые не были направлены на зарплаты людям, на командировочные, на обновление форматов и т. д., притом что затраты на производство постоянно растут. Поэтому, как представитель отрасли, я не могу сказать, что рад этому сокращению финансирования, ведь речь идет о наших коллегах, - отметил Дмитрий Ищенко.

Для печатных СМИ проблемой стало не только увеличение производственных расходов, но и сама возможность распространения их продукции.

- Инфраструктура доставки и продажи в регионе практически убита, - констатировала на прошедшем в начале марта заседании круглого стола, организованном Мурманским отделением ОНФ и посвященном совершенствованию системы закупок, а конкретно - именно тендеров для СМИ, и. о. главного редактора газеты «Мурманский вестник» Оксана Глубокая. - Количество киосков «МАРПИ» в Мурманске и области значительно сократилось, «Почта России» осталась без субсидий. В результате мы производим продукт, а доставить его до потребителя не можем. Мы не в состоянии его продавать, распространять в отдаленных - и даже не очень удаленных от областного центра - населенных пунктах области. В этой ситуации поддержку властями региональных СМИ трудно переоценить, она для них имеет жизненно важное значение.

На каждый роток не накинешь платок

Помощь журналистам со стороны власти в любом виде - это замечательно. Но не предполагает ли такой подход давления на СМИ с целью самопиара чиновников? Ведь, как известно, «кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Так где проходит грань между информационной работой и пиаром?

- В моем понимании, если любое сообщение содержит какой-то внятный информационный повод, внятные цифры, внятную фактуру, - это полноценная новость, которая отражает реальное положение дел, - высказал свое мнение по этому вопросу начальник управления информационной политики правительства области. - Самопиар, с моей точки зрения, это когда что-то выдумывается и к выдумке подтягивается реальность. А ведь суть работы СМИ заключается в том, что в основе любой информации должна лежать реальность. Журналист может пытаться ее проанализировать, объяснить, но не исказить. Пусть даже эта реальность совсем не позитивна. В таком случае мы должны объяснять людям, почему все так, а не иначе. И кстати, я хочу подчеркнуть, что наличие госконтрактов на информационное обслуживание никаким образом не может исключать конструктивную критику власти. Мы говорим вовсе не о лояльности телеканалов и газет. Нам, наоборот, важно, чтобы журналисты, как представители интересов своей аудитории, задавали власти любые вопросы, в том числе и неудобные. Ведь именно так мы сможем найти решения каких-то проблем, отвечающие общим интересам.

С этим утверждением Дмитрия Ищенко перекликается мнение генерального директора телекомпании «ТВ-21» Светланы Солдатовой, которое она высказала на уже упомянутом мартовском заседании круглого стола ОНФ.

- Частные СМИ - это бизнес, мы работаем в условиях рынка. Нам не приносят на блюдечке эти бюджетные деньги, - подчеркнула она. - Мы их выигрываем на конкурсах, на аукционах. И это не блок-пакет власти на какую-то критику, ни в коем случае. Взять, к примеру, ситуацию с проездными билетами для пенсионеров, которая сложилась прошлым летом. Никто из правительства нам не звонил и не заказывал сюжет о ликующих по поводу изменений пенсионерах. Контракт как раз помог нам оперативно отработать по этому поводу, потому что ситуация была вопиющая. И мы показали ее такой, какой она была на тот момент. И чиновники тогда выступили на всех каналах. Таким образом, государство, поддерживая нас, тоже, как и мы, становится участником рынка. Оно предлагает нам свои возможности, мы ему - свои услуги. Сегодня каждый информационный фонтан деньгами не заткнешь. У людей есть альтернатива: государственные СМИ с определенной позицией и частные - каждый со своей точкой зрения. И человек в результате имеет возможность составить общую картину, ориентируясь на все предлагаемые ему источники. Поэтому помощь власти никакой угрозы журналистике не несет.

Общая ответственность перед будущим

Эффективным, взвешенным и конструктивным назвала взаимодействие СМИ и областных властей и. о. министра по внутренней политике и массовым коммуникациям Ирина Захарова. В качестве примера она привела участие «Арктик-ТВ», ГТРК «Мурман», «Большого радио» в организации телемоста «Весь мир для женщин» Санкт-Петербург - Мурманск, состоявшегося 2 марта.

- Наше сотрудничество - это своеобразное партнерство, основанное на понимании общих интересов и задач, - сказала она. - Критика власти, безусловно, нужна, но это только часть вопроса. СМИ - это наш стратегический ресурс развития. Поэтому они должны быть сориентированы на формирование и продвижение региональных брендов как внутри области, так и за ее пределами. Это касается туризма, вузов - всего, чем мы можем гордиться. Продвижение региона необходимо и для привлечения в область соотечественников по соответствующим государственным программам. Поэтому властным структурам и СМИ нужно продолжать консолидировать свои усилия. Каждый должен осознавать свою ответственность перед будущим нашего края и интересами его жителей и брать на себя определенные обязательства в связи с этим. 

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Источник: Мурманский вестник

Оригинальный заголовок: Помочь журналисту, а не купить его

Похожие новости: Почему падает доверие к СМИ?