Рынок печатных СМИ в условиях глобального экономического кризиса

4 апреля 2016 года в Нячанге (Вьетнам) открылась XXX медиаконференция АРПП «Рынок печатных СМИ в условиях глобального экономического кризиса. Пути спасения и развития медиабизнеса». В форуме принимают участие свыше 40 человек, в том числе представители ФГУП «Почта России», руководители медийных организаций из различных городов России, в том числе из Барнаула, Белгорода, Казани, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Якутска, а также с Украины и Вьетнама.

При открытии конференции ведущий пленарного заседания председатель правления АРПП А.В. Оськин охарактеризовал актуальную ситуацию в отечественной отрасли печатных СМИ и книг как весьма сложную, требующую консолидации усилий всех игроков медиа рынка для преодоления кризиса на основе партнёрского взаимодействия. А.В Оськин призвал участников активнее выдвигать в ходе работы форума мотивированные предложения по внедрению инновационных технологий, совершенствованию форм и методов работы, внося тем самым конструктивный вклад в решение задач по спасению и развитию отрасли. 

В докладе «Как возродить отрасль печатных СМИ в условиях кризиса и влияния интернета» президент АРПП Д.В. Мартынов указал на особую значимость средств массовой информации в современных условиях. Он мотивировал данный тезис тем, что современная пресса играет значительную роль в формировании культурного пространства страны, формирует и укрепляет единое информационное пространство государства, выступает как действенный инструмент поддержания демократического общества, политических и культурных свобод.  

Вместе с тем, сказал Д.В. Мартынов, отрасль печатных СМИ в нашей стране не имеет статуса социально-значимой структуры, в отличие от образования, здравоохранения, ЖКХ и культуры. В связи с этим она практически не пользуется поддержкой со стороны государства.

Президент АРПП проанализировал проблемы отечественного рынка прессы с позиций его игроков, заметил, что на его взгляд, главная проблема печатной отрасли сегодня заключается в том, что она раздроблена на две половины: издатели и распространители.

Дела на издательском рынке все хуже и хуже: сокращаются и тиражи, и доходы. У распространителей они тоже обстоят не лучшим образом. Причем зачастую причина негативных тенденций кроется во многом в административных решениях. Конечно, отрасль пытается отстаивать свои интересы, однако разрозненных сил явно не хватает. 

В эпоху кризиса и интернета для возрождения отрасли печатных СМИ всем издателям и распространителям настало время объединить свои усилия для решения проблем рынка сообща. Многие из нас пытаются самостоятельно преодолевать проблемы. Однако, как правило, эти проблемы возвращаются. Для их решения необходим системный подход.

Вниманию участникам конференции было предложено видеообращение главного редактора газеты «Комсомольская правда» В.Н. Сунгоркина к участникам форума, который поделился опытом выживания коммерческих изданий в современных условиях. По его выражению, для спасения «Комсомолки» руководство газеты воспользовалось известным рецептом – мультимедийностью. Это позволило не потерять аудиторию. В сутки сайт «КП» посещают 1,4 млн. пользователей, радио «КП» слушает порядка 900 тысяч человек, только в московском регионе газету покупают около 240 тысяч человек. 

Мультимедийность, заметил главный редактор, позволила трансформировать экономику издательского дома. В текущем году ожидаем, как и ранее, поступление прибыли. Причём, судя по итогам первых месяцев, показатели будут лучше запланированных.

Рассуждая о перспективах печатных СМИ, В.Н. Сунгоркин высказал мнение, что пресса останется и в будущем, но в результате дальнейшего развития цифровых технологий уже не будет играть той роли, которую играла двадцать лет назад. Соответственно будут сокращаться тиражи, которые в последние годы падают в среднем на 12-15% в год. Умрут ли газеты окончательно, зависит от государственной политики, от заинтересованности властей сохранить то или иное издание. Во всяком случае, подчеркнул В.Н. Сунгоркин, коммерческим газета рассчитывать на господдержку не приходится. В существующих реалиях необходимо добиваться консолидации издательского сообщества, сформировать лоббистскую группу в Госдуме для защиты отраслевых интересов.

Издателям и дистрибуторам следует также чаще встречаться в рабочем порядке для выработки согласованных действий при «раскрутке», продвижении на рынок новых проектов, для спасения розничных сетей по реализации прессы, для решения других задач. В качестве одной из площадок для таких встреч В.Н. Сунгоркин предложил помещения «Комсомольской правды».

Заместитель генерального директора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», вице-президент НАИ И.А. Диденко выступил с докладом «Периодическая печать: социальная значимость, проблемы и перспективы».

Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д. Гаврилов представил доклад «Есть ли победители в борьбе с повышенным возвратом? Реальные последствия от обрезки тиражей издателями». Он сказал, что сегодня в большинстве киосков значительная часть изданий продается тиражами 1,5 экз. на объект. Год назад продажи были выше, в среднем два экземпляра в год. Если делать поставки издания по всей сетке, хотя бы по 2 экземпляра, то необходимо ждать высоких возвратов. При урезании поставляемых тиражей мы получаем недопродажи на 50% и упущенную прибыль, а также заведомо сокращаем спрос. Покупатель, который не купил издание сегодня, завтра может совсем не прийти.

Тему «Будущее печатных СМИ В России и за рубежом в цифрах и фактах» раскрыла Т.В. Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр». Со ссылкой на исследования зарубежных экспертов она привела данные, согласно которым в 2015 году прессу читали 82% взрослого населения, причем 74% выбирали печатную прессу. 22% опрошенных читали также СМИ на компьютере, по 5% - на планшетах и на смартфоне. Таким образом, печатные газеты по-прежнему остаются одним из главных источников получения информации для людей во всём мире.

Т.В. Цыбина сформулировала основные тенденции мирового рынка дистрибуции прессы, которые она разделила на две группы.

Негативные:

- общее сокращение количества торговых точек прессы;

- сокращение объёма продаж (как в штучном, так и стоимостном выражении);

- сокращение ассортимента на одну торговую точку;

- рост розничной цены на газеты и журналы;

- снижение доли специализированного ритейла в продажах.

Позитивные:

- увеличение количества промоакций;

- рост доли супермаркетов и минимаркетов в структуре продажах;

- информизация торговых точек по продаже прессы; 

- развитие нетрадиционных торговых точек  продаж прессы (ярмарки, садовые центры, зоомагазины, аптеки и т.д.);

- оптимизация расходов издателей и дистрибуторов прессы. 

Несмотря на негативную динамику  ряда показателей главный тренд, по мнению Т.В. Цыбиной, состоит в том, что  отрасль развивается, идёт вперед. «Бумага» и «цифра» уже перестали конфликтовать, а научились опираться друг на друга. Отрасль нацелена на преобразования и главная её задача в будущем - это создание новых востребованных издательских продуктов, инновационных маркетинговых инструментов  и современной дистрибуторской модели.

С инновационным докладом выступили В.А.Данюк и А.А.Данюк, издатели  ООО «Марь Ванна» (г.Белгород), подробно презентовав новые издательские проекты детских журналов VRBOOK c дополненной реальностью. Они представили различные модули дополненной реальности для издателей, показали на видеороликах как это выглядит для издателя в журнале или газете и как пользуется модулями читатель. Такие технологии используются на рынке печатных СМИ не менее 3-х лет, но ранее предложенные технологии значительно повышали стоимость издательского продукта, поэтому не имели широкого применения. Решение, которое предлагает компания ИД «Данюк», имеет низкую стоимость и  быстрое  внедрения. Используемые технологии могут использовать мелкие и средние издательства в своих издательских продуктах, для этого им нужно приобрести в компании только «маркер», программные модули уже стандартизированы и могут  загружаться с сайтами компании.  

Докладчик представил разработанные готовые линейки модулей для развивающих детских журналов с элементами дополненной реальности, для новостных газет. Сегодня мы стоим на пороге инновационных преобразования печатных изданий, заключил А.А.Данюк.

Руководитель Службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» В.А.Дворянов обратил внимание участников конференции на специфику развития кризисных явлений на рынке подписки. Составляя 33% в тиражах, рынок подписки формирует лишь 18% выручки сегмента  распространения прессы.  Это обстоятельство влияет на формирование основной проблематики рынка подписки. При этом, основные проблемы подписки определяет  множество негативных факторов: от невысокого качества почтовой  доставки до отсутствия ее государственного субсидирования  на фоне существенного финансирования государственной и муниципальной прессы. Среди других важных проблем рынка подписки – высокий уровень сегментированности аудитории печатных СМИ и  отсутствие у ряда сегментов газетно-журнальной продукции конкурентных преимуществ перед интернетом. Специфика рынка подписки состоит также в том, что рецепты решения его проблем выходят за рамки отрасли распространения. Для их решения необходимо успешное лоббирование интересов печатного сектора медиаотрасли на государственном уровне.         

По представленным докладам развернулась активная дискуссия, в которой приняли участие И.Н.Васильева, И.С.Глухов, Л.А.Павлова, В.Н.Степанов и др.

Завершила программу первого дня работы конференции дискуссия на тему «Издатели и распространители в условиях кризиса. Как помочь друг другу?», модераторами которой выступили генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д. Гаврилов и заместитель генерального директора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», вице-президент НАИ И.А. Диденко.

Пресс-служба АРПП