Мартынов Д.В.: как возродить отрасль печатных СМИ в эпоху кризиса и интернета

XXX юбилейную  международную конференцию АРПП в г. Нячанг (Вьетнам)  4 апреля 2016 г. открыл президент АРПП Д.В. Мартынов докладом  «Рынок печатных СМИ в условиях глобального экономического кризиса. Пути спасения и развития медиабизнеса».

В начале своего доклада он  остановился на политической ситуации в отрасли, отметив некоторые узловые, определяющие моменты, а также отношение государственных органов разных уровней к рынку прессы и значимость СМИ в эпоху кризиса и интернета. Д.В.Мартынов обозначил роль прессы в виде тезисов: 

Современная печать играет значительную роль в формировании культурного пространства страны.

Пресса формирует и укрепляет единое информационное пространство государства.

Пресса выступает как действенный инструмент поддержания демократического общества, политических и культурных свобод.

Докладчик  обратил внимание на то, что несмотря на важную роль  печатных СМИ в жизни государства,  в нашей стране они оставлены практически без господдержки. Отрасль печатных СМИ все еще не относится к социально-значимым отраслям. Традиционно к ним относят образование, здравоохранение, ЖКХ и культуру. При этом согласно Общесоюзному классификатору отраслей  народного хозяйства (ОКОНХ) к объектам социально-культурной сферы  относят  также объекты по обеспечению непроизводственных видов бытового обслуживания населения, такие как парикмахерская, салон красоты  и др. Налоговый кодекс допускает льготы для этих объектов и освобождение от НДС. А вот киоски и павильоны прессы, распространяющие печатные СМИ различной направленности, в России не относятся к социально-значимым, как и услуги по подписки на газеты и журналы. В рознице на прессу установлен НДС в размере 10%, на услуги по подписке – 18%.

Д.В. Мартынов подробно рассмотрел состояние дел на зарубежных  рынках печатных СМИ и книг. Согласно данным отчета Wessenden Marketing (анализ рынков печатных СМИ  11 стран мира – Европа, США, Канада), тиражи в развитых странах мира сокращаются на 11%, а в стоимостном выражении – на 5%. Однако прослеживается тенденция, чем стабильнее система распространения прессы в стране,  тем меньше сокращение тиражей печатных СМИ. Система розничного распространения в Англии и Германии достаточно устойчива, за 2015 год было закрыто около 2% торговых точек с прессой в Германии и 1% торговых точек в Англии и рынки прессы этих стран потеряли в стоимостном выражении всего 1-2%.

На книжном рынке за рубежом в последние годы отмечается тенденция к паритету бумажного и электронного форматов.  Если в предыдущие пять лет объёмы продаж е-книг и их доля на рынке стремительно росли, то в 2014–2015 гг. наблюдалась фиксация сложившейся ситуации. Более того, продажи традиционных книг начали расти в США (продажи  в экз. выросли на 3%, в стоимостном выражении увеличились на 4%), Германии (в стоимостном выражении также увеличились на 4%), Канаде (на 1% в экземплярах и на 3% в стоимостном выражении),  и других странах. 

Д.В. Мартынов рассматривая ситуация на западных рынках прессы отметил, что стабильность рынков печатных СМИ ряда западных стран связана с  инновационной деятельностью. Так, исследования мировых рынков прессы за последние годы показывают, что выпуск новых изданий становится крайне необходимым для поддержания рынка. В странах, где активно занимаются новыми издательскими проектами, их поддерживают и продвигают, отрасль печатных СМИ более стабильна и не испытывает резких падений объемов продаж. Например, рынок Германии, ежегодно запускает около 100 новых издательских продуктов, это примерно 2% от общего количества всех выпускаемых изданий. Поэтому сокращается немецкий рынок печатных СМИ в тиражах не на 10-15% ежегодно, а в пределах 5-7%. В стоимостном выражении и того меньше – 1-2%.

Далее Д.В. Мартынов перечислил наиболее острые проблемы отрасли печатной прессы в нашей стране. Эти  проблемы обсуждались за круглым столом 9 февраля 2016 года  в Государственной Думе РФ.  Экспертная  группа специалистов обобщила эти проблемы и разбила на группы. Первая группа  -  общие макропроблемы,  они требуют решений на государственном уровне:

•Сокращение читательской аудитории традиционных СМИ. 

•Ограничение участие иностранного капитала на рынке печатных СМИ. 

•Снижение рекламных доходов на рынке печатных СМИ.

•Рост цен на бумагу и рост затрат на производство.

•Высокие арендные ставки на помещения под офисы издательств, отсутствие льгот.

Затем докладчик охарактеризовал ситуацию на рынке печатных СМИ с издательской точки зрения. Среди наиболее актуальных были названы  следующие проблемы на розничном сегменте рынка:

•Трудности ввода новых проектов в ассортимент сетей FMCG и киосков.

•Высокие возвраты тиражей от распространителей.

•Неплатежи и рост количества банкротств среди дистрибьюторов.

•Непрозрачность продаж. 

•Нет единых стандартов на рынке распространения. 

•Низкая эффективность мероприятий по продвижению изданий. 

На подписном рынке:

•Рост цен на подписку и падение подписных тиражей.

•Нет персонилизированных баз данных по подписчикам при подписке через Почту России. 

•Низкое качество доставки подписных тиражей. 

•Условия сотрудничества с подписными агентствами: стоимость услуг и невыгодные договорные условия (договора поставки почтового подписного агентства). 

Докладчик сказал, что список проблем с точки зрения издателя можно дополнить, и предложил проделать эту работу  в рамках круглых столов конференции.  

Продолжая свое выступление, Д.В. Мартынов сформулировал наиболее актуальные проблемы с точки зрения распространителей. Он начал с  общих проблем, которые затрагивают напрямую коммерческие интересы всех компаний-распространителей прессы. Среди них были названы:

•Объекты распространения прессы не являются социально-значимыми.

•Рост налоговой нагрузки. 

•Ввод оплаты за проезд по федеральным трассам.

•В отрасли отсутствует  единая вертикаль  управления со стороны государства.

Рассказывая о киосковой рознице, Д.В.Мартынов выделил такие проблемы:

•Чрезмерное административное регулирование рынка и вмешательство в бизнес-процессы.

•Сокращение количества киосков и павильонов прессы на территорий всей России.

•Ограничение ассортимента киосков и павильонов прессы.

•Высокая аренда (не соответствует Приказу Минкомсвязи)

•Аукционы на новые торговые места. 

•Маленькая площадь объектов (Москва и др.)

•Некачественные и дорогие конструкции объектов (например, по  Москве)

•Высокая стоимость подключения объектов к коммуникациям и др.

Характеризуя сегмент распространения прессы через ритейл,  Д.В.Мартынов рассказал о таких проблемах, как:

•Сокращение торговых площадей в FMCG в рамках одного объекта (на фоне роста количества объектов FMCG).

•Снижение покупательского трафика и выручки на 1 торговый объект при сохранении затрат.

•Высокие ретробонусы у ряда торговых сетей. Плата за введение новых позиций и ротацию в торговых сетях.

•Увеличение сроков отсрочек платежей поставщикам непродовольственных товаров. Сроки оплаты сетей за реализованный товар доходят до 90 банковских дней.

Отдельно докладчик  остановился на проблемных вопросах с точки зрения подписных агентств. Характеризуя сегмент подписки и состояние рынка, он прокомментировал следующие проблемы:

•Создание государственного подписного агентства. 

•Рост почтовых тарифов на доставку печатных тиражей.

•Нарушение сроков выхода изданий.

•Изменение издателями количества полос и других параметров выхода  изданий после старта подписной кампании.

•Непрозрачность оформления подписки в ОПС по индексам различных агентств.

•Отсутствие реального контроля за выкладкой каталогов и рекламных материалов агентств в ОПС.

•Отсутствие оперативной обратной связи с УФПС по вопросам претензий подписчиков.

Президент АРПП Д.В.Мартынов  особо остановился на  отраслевых проблемах рынка  с точки зрения распространителей, которые необходимо решать совместно с издателями. Среди них были выделены следующие:

•Сокращение запусков новых проектов. 

•Сокращение бюджетов на продвижение. 

•Невыполнение заказов распространителей. 

•Единая цена для российского рынка. 

•Поздние поставки изданий  на склад дистрибьюторов. 

•Рост отпускных цен издателя на фоне стремительной девальвации национальной валюты. 

•Присутствие значительно числа изданий в сетях с нулевой или отрицательной рентабельностью.

•Не все издатели предоставляют 100% ремиссию на непроданную продукцию. 

•Прямые поставки печатных изданий в сети FMCG, минуя крупных оптовиков, обслуживающих данный регион.

В заключение своего доклада Д.В.Мартынов изложил свое мнение по вопросу дальнейшей судьбы российского рынка печатных СМИ. Главная проблема печатной отрасли, по мнению докладчика, заключается в том, что она раздроблена на две половины: издатели и распространители. Причина  многих негативных тенденций сегодня присутствующих на рынке кроется в административных решениях.  Отдельные игроки рынка пытаются отстаивать свои интересы, однако разрозненных сил явно не хватает. А это значит, что настало время объединить усилий издателям и распространителям для решения проблем рынка сообща.

 Представленный на конференции доклад вызвал дискуссию. Высказывались мнения о судьбах печатных СМИ, в частности свое мнение высказала И.Васильева, генеральный диркетор ООО «Нева-Пресс» (г.Санкт-Петербург),  Л.Павлова, генеральный директор ООО «Пресс-Курьер» (г.Санкт-Петербург), И.Диденко, заместитель генерального директора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели» (г.Москва).

Пресс-служба АРПП