Дискуссионный форум «Издатели и распространители в условиях кризиса. Как помочь друг другу?»

Во Вьетнаме (г.Нячанг) в рамках ХХX международной медиаконференции АРПП состоялся открытый дискуссионный диалог экспертов рынка по вопросам преодоления кризиса, сохранения и развития медиабизнеса, партнерского сотрудничества. 

Ведущие круглого стола, генеральный директор АРПИ «Сибирь» С.Д.Гаврилов и заместитель генерального директора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», вице-президент НАИ И.А.Диденко, обсудили с участниками круглого стола экономические интересы издателей и дистрибуторов в сложившихся кризисных условиях, параметры сотрудничества издателей и распространителей прессы при запуске новых проектов, вопросы списания и минимизации издержек, формы взаимодействия издателей и распространителей в ритейле. 

Дискуссию открыл С.Д.Гаврилов, еще раз затронув тему своего доклада по возвратам печатной продукции и предложив издателям высказать свою позицию по данному вопросу.

И.А.Диденко озвучил издательскую точку зрения на возвраты непроданных тиражей. Для него как издателя важно, чтобы возвраты находились в пределах 20-25%, так как это завязано на оптимизацию издательских издержек. Но как дальновидный издатель он понимает, что в условиях сокращения покупательского спроса такой процент возврата не всегда можно достичь, а сами низкие возвраты приводят к дальнейшему сокращению тиражей. Рост возвратов на рынке – это объективный процесс, но его можно и нужно контролировать. С такой позицией согласилось большинство присутствующих издателей, среди которых были Л.А.Павлова, генеральный директор ООО «Пресс-Курьер», В.Н.Степанов из ООО «Медиагруппа «Ситим», А.Э.Хакимов, генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» и другие.

Участники дискуссии пришли к выводу о том, что сегодня на рынке нет конфронтации издателей и распространителей, как это было вначале 2000-х годов. В условиях кризиса как издатели, так и распространители готовы идти на уступки. И.А.Диденко высказал мнение, что если объединить ресурсы издателей и распространителей, то возможно даже в реалиях современных экономических условий улучшить перспективы медиаотрасли на ближайшие 10 лет как минимум.      

Также, говоря о ситуации в отрасли, И.А.Диденко заметил,что, даже если исходить из текущего состояния мировой экономики, а не только брать в расчет российские реалии, в ближайшей перспективе бума не предвидится.

Есть риск, что общемировой рост ВВП в ближайшие годы не превысит 2.2 - 2.5%, что считается многими экономистами порогом рецессии. Локомотивом мировой экономики долгое время был Китай и страны БРИКС,

Но сейчас темпы роста Китая неуклонно снижаются, и это вызывает многочисленные опасения, ведь азиатские и африканские страны с бедным населением просто не могут быть локомотивами мирового роста в силу незначительной величины своих экономик, хотя и показывают сейчас рост в 6-7% в год. Кстати, издатели этих стран выпускают газеты и журналы, которые могут позволить себе покупать беднейшие слои населения, а на фоне снижения доходов российских граждан запуск изданий в низкой ценовой категории мог бы поддержать падающий российский рынок периодической печати, и дешевая пресса стала бы трафикообразующим товаром для объектов по распространению печатной продукции.

Л.А.Павлова (ООО «Пресс-Курьер») подтвердила, что кризис 2014 года на ее издательстве сказался меньше всего. Издательство в основном занимается выпуском журналов и газет низкой ценовой категории. Не так давно ими был запущен проект «Пенсионер», сегодня разовый тираж журнала составляет 450 тыс. экземпляров. Издательство стало развивать зонтичный бренд и запустило еще одно издание для данной целевой аудитории – «Пенсионер.Дача». Востребованным оказалось и детское издание низкой ценовой категории «Ёжик».

Однако для поддержания экономики отрасли нужны инновационные проекты во всех ценовых категориях. Действительно новый инновационный продукт, идущий в ногу с IT-революцией, сейчас тоже найдет своего покупателя, уверен А.А.Данюк, представитель издательства «Марь Ванна» (г.Белгород). При этом А.А.Данюк попросил розничных дистрибьюторов поддержать его инновационную разработку, обеспечить её присутствие на торговых точках и, по возможности, рекламную поддержку. Со своей стороны он готов разработать бесплатно специальные маркеры на киоски прессы для продвижения данного проекта, чтоб покупатель по маркеру мог сразу понять, что здесь можно приобрести данный продукт. 

С.Д.Гаврилов озвучил свою позицию относительно продвижения новых изданий. Его компания предлагает условия, на которых берет новые издания без рекламных бюджетов на продвижение. Во-первых, в этом случае издатель берет на себя затраты по доставке тиража в регион, т.к. регион удален от Москвы, и транспорт стоит денег. Во-вторых, издатель предоставляет распространителю 100%-й возврат непроданных тиражей. По этой схеме могут работать не только новые издания, но и все остальные. Однако на сегодня по этой схеме работает 35% изданий из ассортимента АРПИ «Сибирь». Что касается рекламной поддержки в виде премиальной выкладки («на стекло»), то сегодня в киосковых сетях группы почти все рекламные места заняты. Это связано не с тем, что издатели активно дают бюджеты на продвижение своих изданий, а с тем, что АРПИ «Сибирь» сама реализует собственные коммерческие проекты (Tele2, Билайн, книга Ганичкиной), которые необходимо рекламировать. С этой целью используются данные премиум-места. 

Также С.Д.Гаврилов обратил внимание издателей на то, что, запуская новые проекты, они должны делать экономические расчеты всей товаропроизводящей цепочки: от оптовика до розничного продавца. Если распространитель не будет заинтересован с точки зрения дохода, то новый проект вряд ли будет успешен.

И.А.Диденко, как издатель, разделяет такой подход. О заработке партнеров нужно думать обязательно. В условиях, когда арендная плата повышается (например, в Москве чуть ли не в 10 раз), растут налоги и другие затраты, распространитель научился монетизировать свои торговые и рекламные площади. Если к киоску прессы со стороны государства применяется чисто коммерческий подход, то он не может выполнять социально-значимую функцию – распространение прессы – в полном объеме. Если имеется государственная поддержка, как, например, в Липецке, в Воронеже, то киоски прессы успешно реализуют тиражи печатных СМИ разной направленности в больших объемах. В последнем случае нет острой необходимости искать дополнительные доходы для поддержания рентабельности объекта на приемлемом уровне.

С этой точкой зрения согласились присутствующие распространители А.В.Федотов, генеральный директор ООО «Холдинговая компании «Сегодня-Пресс» (Москва), И.Н.Васильева, генеральный директор ООО «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург), И.С.Глухов, генеральный директор  ООО «Агентство печати «Экспресс» (Хабаровск), А.Б.Игнатьева, генеральный директор ООО «Пресса для всех» (Москва). 

Широкая дискуссия по данному вопросу была завершена С.Д.Гавриловым, который предложил в рамках конференции наладить конструктивный диалог издателей и распространителей. 

Конференция АРПП продолжает работу.

Пресс-служба АРПП

 


Ведущие круглого стола: Игорь Диденко, Сергей Гаврилов

 


На круглом столе

 


Элина Мартынова, "Логос-Финанс"

 


На круглом столе

 


Владимир Степанов, Медиагруппа "СИТИМ"

 


Игорь Глухов, Агентство печати "Экспресс"