Региональные рынки прессы: розница, ритейл, подписка

В рамках работы XXX медиаконференции АРПП были рассмотрены проблемы региональных рынков СМИ. 

О необходимости поддержки печатных СМИ озвучил в своём видеовыступлении для участников конференции депутат Госдумы РФ В.С. Шурчанов. Печатные медиа, напомнил он, играют весомую роль в обеспечении информационной безопасности страны, в формировании общественного мнения, обучении, воспитании людей. 

Учитывая то, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие «социально значимые СМИ», необходимо исправить этот пробел, прописать в законе положение, согласно которому государство обязано поддерживать социально значимые медиа. 

В качестве реальной помощи печатной отрасли В.С. Шурчанов предложил обнулить для издателей НДС, узаконить норму списания в пределах 30-40%, пересмотреть размер таможенной пошлины на бумагу, восстановить дотирование подписки, снизить арендную плату под киоски прессы и т.п.

Руководитель департамента розничных товаров и развития сети Почты России Д.А. Усанов обозначил три основных показателя, определяющих успешность розничных продаж: размер трафика, величина среднего чека и процент конверсии. Главная задача розничных продаж в почтовых отделениях состоит в том, как конвертировать громадный трафик (2,5 миллиона человек посещает 42 тыс. почтовых отделений ежедневно) в прирост тиражей печатной прессы.

Почта России реализует масштабный проект по поддержке российских печатных СМИ с помощью почтовой розницы. Закреплен и регулярно обновляется список федеральных и региональных изданий, которые выкладываются в почтовых отделениях на барьерных стойках. Также Почта России совместно с издателями осуществляет выкладку изданий на специальных стендах в почтовых отделениях, а также организует выделенные зоны и киоски для продажи прессы. Приоритет в выкладке отдан федеральным и региональным социально значимым СМИ.

Учитывая, что цена является одним из ключевых факторов для клиентов, Почта России внимательно анализирует розничные цены на периодику, делая их не дороже, а зачастую даже дешевле, чем в других точках продажи прессы. В 2015 году объем розничных продаж газет и журналов в отделениях Почты России вырос на 13% по сравнению с 2014 годом. В 2016 году объем продаж также продолжает расти. Так, в первом квартале по предварительным данным он увеличился на 20%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом Почта России не планирует останавливаться на достигнутом и использует ряд дополнительных инструментов для роста продажи газет и журналов. Во-первых, это планирование продаж вместе с дистрибьюторами. Во-вторых, реализация совместного проекта с Альянсом руководителей региональных СМИ России, который направлен на стимулирование продаж региональной прессы. В-третьих, совершенствуется обязательный ассортимент для продажи. В-четвертых, будут регулярно организовываться акции по стимулированию продаж прессы в почтовых отделениях. Так, с 1 марта по 30 апреля Почта России проводит акцию активных продаж прессы и книг «Читаем с Почтой». Клиенты почтовых отделений могут получать подарки за покупку в розницу газет и журналов, а также приобрести книги по специальным ценам.

Главная сложность розничных продаж прессы в почтовых отделениях сегодня – высокий уровень возвратов. Для их сокращения Почта России планирует создать дополнительный премиальный фонд для поощрения филиалов, добившихся лучших показателей по снижению ремиссии. Он будет организован за счет бонусных выплат издателей, возвраты по газетам и журналам которых сократились до 30-35%. Кроме того, специалисты Почты России ведут работу по мониторингу особенностей продаж в различных регионах, для разработки маркетинговых инструментов, дающих наибольший эффект.

О состоянии и перспективах печатного рынка Республики Саха рассказал заместитель генерального директора ООО «Медиагруппа «Ситим»  В.Н. Степанов. Подписка на газеты и журналы в Якутии сократилась на 30-48% за 3 последние года, для большинства населения региона стоимость подписки стала неподъемной. В.Н. Степанов продемонстрировал на статистических данных как повышение цен отразилось на количестве подписчиков конкретных изданий. Подписка для издателя, считает докладчик, - это инвестиции подписчика на будущее печатных СМИ. Она позволяет планировать стабильное развитие изданий, поэтому надо возродить поддержку подписки на государственном уровне, разработать программу по пропаганде подписки на газеты и журналы в стране и в регионах в частности, развивать культуру чтения и подписки у школьников и молодежи, проводить рекламные акции, такие как «Дерево добра» (Почта России), и делать их более массовыми. 

Руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А. Дворянов раскрыл тему «Новые маркетинговые инструменты в распространении прессы». Он рассказал о работе «Межрегионального агентства подписки» по оптимизации розничных продаж в почтовых отделениях. Агентство, имеющее большой опыт оптовых поставок печатной прессы в почтовые отделения, активно применяет маркетинговые инструменты, доказавшие свою эффективность. Среди них -  адаптация ассортимента прессы под каждое отделение связи, установка современного торгового оборудования, регулярная работа мерчендайзеров. Агентство занимается экспедированием, сортировкой и доставкой прессы до почтамтов и почтовых отделений, успешно работает с возвратами, делает пересчет тиражей и вывоз возвратов из почтовых отделений, на постоянной основе проводит анализ продаж по каждой торговой точке. Агентство ставит перед собой задачу снизить уровень возвратов в почтовых отделениях регионов поставки до 30%. 

Также докладчик проинформировал, что в марте 2016 года в почтовых отделениях Астрахани стартовал проект по установке современного торгового оборудования с последующим регулярным контролем выкладки и результатов продаж. По результатам этой работы запланирован уровень роста продаж до 40%. В ближайшее время проект получит продолжение в Хабаровском крае, в Тюменской и Оренбургской областях и других регионах России. До конца года планируется установить более 1000 торговых стоек с последующим маркетинговым сопровождением. Опыт аналогичной работы, проводимой МАП в 2007-08 годах, доказывает, что секрет успешных розничных продаж в почтовых отделениях состоит в регулярном анализе их результатов с оперативной корректировкой поставок. «Межрегиональное агентство подписки» рассчитывает на успешное взаимодействие с руководством ФГУП «Почта России» в деле развития розничных продаж прессы в почтовой сети.       

С информацией о зарубежном опыте организации подписки на периодические издания выступила исполнительный директор НП «АРПП» Я.В. Полюхович. Во многих странах подписка  является основным каналом распространения прессы. Согласно статистике Дистрипресс, в Канаде и США более 88% от общего тиража изданий реализуется по подписке, в Финляндии этот показатель составляет 86%, в Германии – 48%, во Франции – 49%. Зарубежные издательские дома проводят подписные кампании зачастую в убыток, тратя значительные средства на директ-маркетинг,  промо-акции и предоставляя иногда до 80% скидки на издания своим подписчикам. Делается это с целью привлечения денег рекламодателей, т.к. чем больше процент подписчиков, тем больше гарантий, что рекламное сообщение попадёт к целевой аудитории.

Подписные цены в Европе существенно ниже розничных, оформить подписку можно в любой момент и на произвольное количество номеров (так называемая «свободная подписка»). Существуют также программы скидок, например специальные скидки для студентов или пенсионеров, а также для новых подписчиков. Опыт развитых и развивающихся стран говорит о том, что массовая подписка возможна только там, где национальный почтовый оператор выполняет логистические функции, а основная часть сервисных функций по организации подписных кампаний ложится на коммерческие подписные агентства. 

Я.В. Полюхович рассказала о подписных рынках таких стран как Великобритания, Франция, Германия, Новая Зеландия, Польша, Швеция, США, Канада, Вьетнама. Особое внимание она уделила Вьетнаму. В стране, согласно данным государственной статистики, 160 газет и 420 журналов, общий разовый тираж составляет более 700 млн.экз. Ежедневно выходят 25 центральных и местных газет. Наиболее авторитетные и высокотиражные – «Нянзан» («Народ»), «Куандой нянзан» («Народная армия»), «Конган нянзан» («Народная полиция») «Ханой мой» («Новый Ханой»), «Лаодонг» («Труд»), «Сайгон зяйфонг» («Освобожденный Сайгон»), «Туойче» («Молодежь»), «Аннинь тхезой» («Международная безопасность»). В стране развиты электронные СМИ – это 70 он-лайн газет. Основной канал распространения прессы во Вьетнаме – это подписка, по которой распространяется более 70% тиражей.

Среди других средств массовой информации были отмечены – 3 центральных телекомпании и 60 местных станций. Телевидение во Вьетнаме не имеет столь массовый характер, т.к. многие вьетнамцы долгое время не имели возможности покупки телевизоров из-за его высокой стоимости для них. В настоящее время сектор СМИ Вьетнама управляется правительством и является государственным. 

Своими оценками проблем рынка печатных СМИ поделился в видеоинтервью генеральный директор ООО «Мир Новостей Медиа», президент НАИ А.В. Авдонин. В условиях кризиса важно, как он считает, чтобы власти не мешали медийному сообществу, не принимали новых, ограничивающих возможности компаний отрасли законов, предоставили издателям и распространителям самим решать, какие следует осуществлять меры в интересах развития отрасли. Необходимо приступить к разработке новой редакции закона о СМИ, в котором в первую очередь надо признать социальную значимость отрасли печатных СМИ.

Принятые в последнее время ограничения на распространение и рекламу некоторых товаров, негативно сказались лишь на бюджетах издателей и распространителей. Недополученные издателями рекламные доходы перетекли к ритейлу. Таким образом, получилось, что рекламировать товар в магазине можно, а в СМИ – нельзя. По мнению А.В. Авдонина, всё, что разрешено к продаже – можно рекламировать. В том случае, когда продукт вреден для здоровья, его надо просто запретить к продаже, а не ограничиваться одним запретом на рекламу.  

А.В. Авдонин обосновал предложение о введении временного уменьшения размера налогов и сборов для предприятий отрасли. Такая мера позволит легче преодолеть последствия кризиса, предоставит возможность издателям и дистрибуторам добиться экономической стабильности. В перспективе участники рынка компенсируют нынешние налоговые послабления за счёт увеличения отчислений в бюджеты разных уровней. По поводу планов НАИ А.В. Авдонин сказал, что ставится задача объединить издателей по всей стране. Выживать необходимо собственными силами, но с помощью государства.

Директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина представила результаты анализа по определению рейтингов губернаторов и территорий РФ по отношению к печатным СМИ. Она пояснила, что в основу рейтинга положено исполнение рекомендаций приказа №197 Минкомсвязи РФ, а именно норматива обеспеченности населения киосками прессы, а также другие важные для отрасли показатели - арендные ставки, ассортимент, процедура выделения мест под киоски прессы. Оценка отношения губернаторов к распространению печатной прессы в регионе формировалась на основе опроса ведущих дистрибьюторов рынка печатных СМИ в каждом регионе. На основе полученных данных нами была сделана комплексная бальная оценка и рассчитан рейтинг губернаторов РФ.

В ходе своего выступления Т.В. Цыбина дала развёрнутую картину доступности населения к источникам приобретения информации во всех субъектах Федерации, условий, в которых приходится функционировать системе розничного распространения прессы, степени поддержки дистрибуции периодики и книг со стороны региональных и местных администраций.

В обсуждении докладов, представленных на конференциях приняли участие Е.Дзулая, исполнительный директор  ЗАО «Печать и распространение» (Москва), И.А. Диденко, заместитель генерального директора ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели» (Москва), В.А. Лебедев, коммерческий директор ООО «Издательский дом «КроссМедиа» (Барнаул), К.В. Макурин, заместитель генерального директора по спецпроектам ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз» (Москва), Е.Е. Шабурова, заместитель генерального директора по маркетингу ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз» (Москва) и другие.

В соответствие с программой конференции состоялось заседание круглого стола на тему: «Пресса в магазинах самообслуживания сегодня и завтра», которое провела генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» В.В. Холодняк. 

В завершение рабочего дня председатель правления АРПП А.В. Оськин подвёл итоги пленарных заседаний и работы круглых столов. Он отметил, что в ходе большой работы на юбилейной конференции АРПП были выработаны новые идеи и предложения по спасению и поддержки и развитию всей медиаотрасли России. Главные акценты были сделаны на диверсификацию бизнеса, инноваций, на новые издательские проекты, а также более тесное взаимодействие в использовании маркетинговых инструментов на рынке издателей, дистрибьюторов и ритейла.

Пресс-служба АРПП