В совещании приняли участие представители следующий предприятий медиаотрасли: ООО «Агентство Желдорпресс-ГП», НАО «АРИА-АиФ», ООО «АРП «Тверская, 13», АРПП, ОАО «За рулём», ЗАО «ИД «Аргументы и факты», ЗАО «ИД «Бурда», ЗАО «ИД «Комсомольская правда», ЗАО «ИД «Семь дней», АО «Коммерсантъ-Пресс», АО «Конде Наст», АО «Конлига-Медиа», ООО «Консалт-Центр», ЗАО «МДП «МААРТ», ООО «Медиа Дистрибьюшен», ООО «Мир новостей Медиа», Союз издателей «НАИ», ООО «Нева-Пресс», ООО «РитейлМедиаГрупп», ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез».
Вёл мероприятие А.В. Оськин, председатель правления АРПП. Он поприветствовал участников совещания, озвучил регламент и обратился с просьбой к собравшимся заполнить выданные им при регистрации опросные листы с перечнем актуальных проблем медиаотрасли. Далее председатель правления АРПП передал слово В.Н. Сунгоркину, генеральному директору и главному редактору издательского дома «Комсомольская правда».
В.Н. Сунгоркин представил вниманию собравшихся информацию об ассортименте печатной продукции, которую возглавляемое им издательство выпускает в настоящее время. Он сообщил о том, что падение тиражей изданий составляет 15% в год, выручка сократилась с 8 млрд. рублей до 5 млрд. рублей в год. В планах издательства – диверсификация бизнеса и развитие цифровых каналов дистрибуции контента (интернет-сайта и радио «Комсомольская правда»).
Далее с докладом выступил Д.В. Мартынов, президент АРПП. В начале своего выступления он поблагодарил В.Н. Сунгоркина и коллектив «Комсомольской правды» за возможность провести совещание участников медиарынка и обсудить актуальные проблемы отрасли.
В своём докладе президент АРПП коснулся вопросов взаимодействия участников медиаотрасли. Он привёл данные по динамике падения розничных и подписных тиражей печатных СМИ и сокращению рекламных бюджетов в российской и зарубежной прессе.
По данным Д.В. Мартынова, основными факторами, препятствующими развитию издательского бизнеса в нашей стране, являются плата за ввод новых изданий в сетевые магазины, рост возврата нереализованных тиражей и большие отсрочки оплаты за проданную продукцию.
Кроме того, издатели отмечают неспособность распространителей управлять продажами тиражей газет и журналов на фоне высокой стоимости маркетинговых услуг дистрибуторов в этой части.
В свою очередь распространители несут значительные издержки из-за отсутствия новых издательских проектов, сокращения издателями бюджетов на продвижение прессы и снижение порога возвратов реализованных тиражей. Деприватизация системы розничного распространения печатных СМИ в г. Москве и создание ФГУП «Почта России» собственного подписного агентства также подрывают экономику медиаотрасли, так как нарушают принципы здоровой конкуренции на рынке.
Одной из общих проблем для всех участников рынка является сокращение объёмов продаж газет, журналов и книг в ритейле.
Д.В. Мартынов заявил, что нескоординированные действия издателей и распространителей усугубляют проблемы рынка, вызванные кризисом в экономике страны в целом. Он призвал собравшихся все трудности преодолевать сообща.
А.В. Оськин рассказал участникам совещания об опыте преодоления кризиса в медиаотрасли зарубежными коллегами. Так, специальные выпуски печатных СМИ, посвящённые популярным темам, имеют большой спрос среди читательской аудитории в Европе и США, ровно как и буказины – подборки архивных материалов газет и журналов. Большой популярностью у читателей пользуются детские издания, кулинарная периодика и патворки.
В Латвии и Республике Беларусь на законодательном уровне закреплено право распространителей прессы расширять ассортимент реализуемых товаров, в результате чего оборот павильона прессы в г. Минске, например, составляет 20 000 долларов в месяц.
Следующим перед участниками отраслевого совещания выступил А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ».
Он подчеркнул, что в настоящее время только скоординированные действия издателей и распространителей смогут стабилизировать негативный тренд в экономике медиаотрасли. Перспективной, по мнению А.В. Авдонина, является концепция развития рынка прессы «Пресса везде», которую с успехом реализуют зарубежные коллеги. Газеты и журналы различной тематики при этом продаются в магазинах с соответствующими товарами.
А.В. Авдонин заявил, что сегодня пресса недостаточно представлена в сетях гипер- и супермаркетов. Печатные СМИ продаются лишь в 26% магазинах FMCG. Этот сегмент рынка также является перспективным с экономической точки зрения при взаимовыгодном сотрудничестве издателей, распространителей и представителей ритейла. Союз издателей «НАИ» ведёт активную работу в этой части и уже обратился к представителям ритейла с просьбой приравнять прессу к скоропортящейся продукции и осуществлять платежи в срок до 45 дней.
А.В. Авдонин проинформировал собравшихся о том, что Союз издателей «НАИ» выступил с инициативой проведения уроков подписки в школах, которые будут способствовать развитию интереса к чтению среди школьников и, в то же время, станут мерой поддержки института подписки на газеты и журналы в нашей стране. ФГУП «Почта России» поддержала данную инициативу.
Кроме того, по мнению А.В. Авдонина, мобильность подписки и снижение тарифов за счёт госдотаций доставки в отдалённые регионы РФ также положительно скажутся на экономике этого вида дистрибуции печатных СМИ.
А.В. Оськин представил присутствующим С.Н. Моисееву, исполнительного директора Союза издателей «НАИ», и пожелал успехов всем начинаниям новой отраслевой организации.
В следующей части совещания с докладом о зарубежном опыте сотрудничества издателей, распространителей и представителей ритейла выступила Т.В. Цыбина, руководитель департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр».
Она рассказала о совместных акциях издателей, дистрибуторов прессы и сетевых магазинов в США, Европе и Австралии, в результате которых был достигнут значительный рост продаж в торговых точках, участвующих в акциях. Данные акции имеют социальный характер (пропагандируют чтение) или специально разрабатываются маркетологами компаний-участниц.
Для проведения совместных акций по продвижению печатных СМИ в ритейле в масштабах всей страны привлекаются национальные отраслевые ассоциации.
После выступления основных докладчиков совещания участники мероприятия приступили к прениям.
И.Н. Васильева, генеральный директор ООО «Нева-Пресс», председатель правления «Балтийской прессы», согласилась с тем, что в нашей стране необходимо поддерживать интерес населения к чтению и распространять газеты и журналы повсеместно. Однако не все коллеги на рынке дистрибуции печатных СМИ разделяют такую точку зрения. Так, некоторые сети АЗС в г. Санкт-Петербурге отказываются от реализации периодики.
Далее, Д.В. Мартынов озвучил результаты опроса по проблематике отрасли, проведённого среди участников совещания в начале мероприятия. Результаты опроса можно найти по ссылке.
Также Д.В. Мартынов выступил с идеей о создании согласительной комиссии из числа издателей и распространителей, основной задачей которой стал бы мониторинг и анализ новых акций по продвижению прессы, в том числе на зарубежных рынках, и формирование рекомендаций в этой части для российских коллег.
А.Э. Хакимов, генеральный директор АО «Коммерсантъ-Пресс», сказал о том, что основными причинами кризиса медиаотрасли являются негативная экономическая ситуация в стране в целом, а также свободный доступ к бесплатному контенту в интернете.
По мнению А.Э. Хакимова, только при объединении усилий издателей и распространителей, взаимной поддержке друг друга, в том числе в ходе реформирования системы распространения прессы в г. Москве, возможно достичь стабилизации ситуации на медиарынке.
В.Н. Сунгоркин также призвал участников совещания объединить усилия в борьбе за сохранения системы распространения прессы в г. Москве и выразил готовность публиковать коллективные обращения представителей медиаотрасли, адресованные администрации столицы, на страницах своей газеты.
С.В. Алексеенко, генеральный директор ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез», заявил, что в кризисных условиях на рынке прессы важным является чёткое выполнение договорных обязательств между партнёрами.
По мнению В.Г. Паргентаняна, генерального директора НАО «АРИА-АиФ», драйвером роста экономики медиаотрасли может стать эффективный ассортимент торговых объектов прессы при условии снятия административных ограничений в этой части.
Р.Н. Дорошенко, коммерческий директор издательского дома «Бурда», отметил, что основная задача участников медиарынка в условиях кризиса – сохранить максимальное число торговых объектов прессы.
К.П. Недосекин, генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен», предложил участникам совещания обратить внимание на опыт представителей продуктового ритейла по взаимодействию с властными структурами в части государственной поддержки отрасли.
Т.В. Паршкова, генеральный директор ООО «РитейлМедиаГрупп», выразила сожаление о том, что не все издатели поддерживают распространителей в борьбе за сохранения системе распространения печатных СМИ в г. Москве. На рынок столицы проникают непрофессиональные и полулегальные игроки, что может негативно отразиться и на издательском бизнесе.
А.Л. Кошман, директор по распространению издательства «Семь дней», выступила со словами поддержки в адрес московских распространителей и выразила готовность издательского дома оказывать посильную помощь коллегам по отрасли.
Далее А.В. Оськин представил вниманию присутствующих проекты итоговых документов совещания. Заявление издателей и распространителей и Положение о согласительной комиссии были единогласно поддержаны всеми участниками отраслевого совещания.
Также А.В Оськин анонсировал ряд важных отраслевых мероприятий, которые состоятся в ближайшее время.
29 июня в «Президент-Отеле» (г. Москва) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям пройдёт конференция АРПП на тему: «Интернет и пресса». Подробную информацию о конференции можно найти по ссылке.
22 июля в г. Воронеже состоится заседание Экспертного совета Минкомсвязи РФ.
24-27 августа г. Алуште пройдёт Фестиваль прессы в Крыму. Заявку на участие в Фестивале можно скачать по ссылке.
17 октября с.г. состоится очередная международная медиаконференция АРПП в г. Ереване (Армения), заинтересованность в участии в которой выразили представители администрации Президента Армении и Посольства Армении в РФ.
В заключительной части совещания председатель Правления АРПП подвёл его итоги и сказал о том, что общая задача издателей и распространителей заключается в преодолении взаимных претензий и формирование мер по улучшению экономики медиарынка.
Фоторепортаж о мероприятии можно посмотреть по ссылке.
Пресс-служба АРПП