Проблемы сотрудничества издателей и распространителей печатной продукции и перспективы оптимизации развития рынка прессы в стране
Рынок печатных СМИ за рубежом
- Отрицательная динамика продаж в экземплярах наблюдается практически на всех европейских рынка печатных СМИ.
- Согласно данным отчета Wessenden Marketing (анализ рынков печатных СМИ 11 стран мира), тиражи в среднем сокращаются на 11%, а в стоимостном выражении – на 5%.
- Издатели продолжают сокращать издержки, в первую очередь издатели газет – сокращаются персонал, возвраты, размер издания, увеличивают периодичность. Это обусловлено изменениями внешней среды, ростом источников получения свободной информации и миграции читателя в Интернет, кризисными явлениями в экономике.
- Рост цен на расходные материалы и падение рекламных доходов так же отрицательно сказываются на экономических показателях издательского бизнеса за рубежом.
Рынок печатных СМИ России
- Доходы печатных СМИ России в 2015 году тоже сокращаются:
- розничные продажи печатных копий - 46,4 млрд.руб. (потери к 2014 году оцениваются в 2%).
- продажи печатных изданий по подписке - 18,4 млрд.руб. (потери более весомые - около 6%).
С 2014 года в России отменены субсидии «Почта России», что привело к росту почтовых тарифов на доставку прессы.
По отношению к первой половине 2014 г., то есть времени, когда были отменены государственные субсидии ФГУП «Почта России» на компенсацию потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по приёму подписки на периодические печатные издания и их доставке, российский подписной рынок по тиражам упал почти вдвое: на 20-22% в 2014 году (2014 год к 2013 г.), еще на 20% в 2015 году (2015 год к 2014 году).
По оборотам падение было меньшим, но исключительно в силу роста подписных цен и резкого взлёта в 2014 г. почтовых подписных тарифов.
- рекламные поступления - 21,5 млрд. руб. (по оценкам АКАР потери около 35% по отношению к прошлому году).
- В 2016 году российский рынок продолжит сокращаться в тиражах, прогнозируется падение тиражей до 15%, в стоимостном выражении рынок будет сокращаться более низкими темпами около 3% за год.
Проблемы рынка прессы с точки зрения издателей
- Трудности ввода новых проектов в ассортимент сетей FMCG и киосков.
Выйти на рынок России сразу в полном объеме по всей сети распространения – такое может себе позволить только крупный и богатый издатель. Платежи «за вход» установили практически все сколько-нибудь крупные сети распространении. И это барьер просто убивает развитие малых и средних издательских домов.
На рынке происходит перенасыщение продукцией, растет конкуренция между производителями товаров, и, как следствие, усиливается борьба за “место на полке” как в киосках, так и продуктовых сетях.
- Рост возвратов нереализованной продукции.
В условиях кризисных явлений в экономике не первый год наблюдается падения рынка печатной периодики, что приводит к росту возвратов нереализованной продукции.
Все распространители требуют виртуальный возврат, чтобы сократить издержки. А это значит, что оценить продажи издания становится все труднее.
Как сказал один из издателей, сокращение ремиссии на 10% дало бы ему в год 50 млн рублей прибыли.
- Большие сроки по условиям платежа за реализованную продукцию для издателей.
В условиях, когда в стране и отрасли финансовый кризис, и особенно когда стремительно падает курс рубля, большие отсрочки платежа сильно бьют по карману издателей.
Типографии оказывают услуги издателям, как правило, по предоплате, или в лучшем случае 20-25 дней отсрочки, а деньги с рынка издатель получает через 70-90 дней. Рекламодатель тоже платит через 30 дней. Таким образом, Издателю приходится кредитоваться, чтобы иметь оборотные деньги.
- Невыполнение условий по платежам, рост просроченной кредиторской задолженности.
Отсрочки по платежам - это как данность рынка. Гораздо хуже – оплаты «с опозданием», просроченные платежи. В кризис это стало массовым явлением со стороны дистрибуторов и крайне отрицательно влияет на издательский бизнес.
- Требования распространителей по оплате различных услуг
Маркетинговых, рекламных, продвижение, ретробонусы и т.п.
- Низкая эффективность мероприятий по продвижению изданий.
Часто проводимые мероприятия по продвижению не оказывают положительного эффекта на продажи, либо данный эффект носит краткосрочный характер и т.д.
Нет креативных подходов к проведению данных мероприятий. Распространители могут взять маркетинговые деньги и ничего не сделать.
Очень редко кто из распространителей занимается управлением тиражей
- Непрозрачность продаж.
Большинство издателей ждут от распространителей информацию о продажах своих изданий в режиме реального времени в разрезе торговых точек продаж.
- Нет единых стандартов на рынке распространения.
Каждая сеть распространения имеет свой прайс-лист и свои процедуры введения в ассортиментную матрицу, на ротацию ассортимента, на промоакции и т.д. Даже работая с крупным дистрибьютором, который делает поставки в разные торговые сети, приходиться работать отдельно по каждой сети.
Проблемы рынка прессы с точки зрения розничных распространителей
- Резкое сокращение количества запусков новых изданий на рынок
В 2015 году их количество запусков сократилось в два раза, это без учета коллекционных изданий.
По коллекционным изданиям предложение новых проектов сократилось на 70-80%.
Рынок Германии по изданиям за 10 лет обновился более чем на 10%. В год выходит около 100 новых изданий.
Тенденции современности: срок жизни изданий резко сократился – в среднем до 5-6 лет.
- Сокращение выделяемых издателями распространителям бюджетов на продвижение изданий на торговых точках.
На фоне сокращения вывода на рынок новых проектов значительно сократились бюджеты издателей на продвижение изданий в рознице. Новых нет, а на старые издания бюджеты не планируются. В итоге, распространитель вынужден жить за счет продаж, и вынужден поднимать цены на прессу, что приводит к дальнейшему снижению спроса и сокращению реализованных тиражей.
- Сокращения издателями возвратов до минимума.
В последнее время, а за последний год особенно, многие издатели ужесточают условия по возвратам непроданных тиражей, сокращая их. Это приводит к нарастанию убытков у распространителей и (или) к снижению продаж.
- Невыполнение заказов распространителей.
Проблема давно существует на рынке и до сих пор актуальна, особенно по патворкам. Усилилась за последний год.
Последствия разнообразны: - и потеря части выручки (дохода), - и дополнительные издержки в логистике (при обработке продукции). - и репутационные издержки со стороны клиентов оптовика
- Прямые поставки печатных изданий в сети FMCG, минуя крупных оптовиков, обслуживающих данный регион.
«Увод» клиентов существенно подрывает экономику оптовиков. За 25 лет рынка РФ эти шаги привели к многократным закрытиям (банкротству в том числе) оптовых предприятий. Особенно следует выделить период в начале 2000-ых.
«Грешат» этим многие из крупных ИД, вот, например, в последнее время поступают жалобы на ИД ХШМ.
Прямые поставки на Почту России убивают как подписные агентства, так и розничные продажи дистрибуторов в данных регионах.
- Поддержка национализации отдельных систем распространения государством (Почтовое агентство, Мосгорпечать)
МОСКВА: Фактическую национализацию киосковых сетей в Москве активно поддерживали ГИПП и КАРДОС. Что получаем? КАРДОС не получил решающего выигрыша в виде захвата рынка, издатели получили потери тиражей. Сейчас распространители прогнозируют потерю половины московских киосков по экономическим причинам.
ПОДПИСКА: создание собственного подписного агентства Почтой РФ. Это прямой пересмотр итогов приватизации, логики приватизации в данном сегменте. Что будет? Подписным агентствам – всем!! – жить осталось не долго. Издатели не только поддерживали, но некоторые активно продвигают эту идею. Сомнительно, что издателям будет вольготно жить с одним подписным агентством и логистом в одном лице – монополистом в лице государственной на сегодня Почты.
- Присутствие значительно числа убыточных изданий в сетях (с нулевой или отрицательной рентабельностью).
У всех без исключения распространителей очень много изданий, которые он продает в убыток себе.
Издатели не спешат компенсировать убыточность распространения.
Крупные издатели заставляют вместе со своими топ-изданиями брать подобные издания.
- Поздние поставки изданий на склад дистрибьюторов.
Несоблюдение сроков поставок приводит к задержке или дополнительным развозам продукции по точкам (дополнительным затратам).
- Рост отпускных цен, нерегламентируемый и несогласованный с распространителем
Проблема стала актуальной в последнее время на фоне стремительной девальвации национальной валюты. Издатели по ряду объективных причин поднимали свои отпускные цены. Однако в продуктовых сетях есть регламент по согласованию новых цен. В ряде сетей цены можно поднимать не более 2-4-х раз в год. Это приводит к существенным экономическим потерям дистрибьюторов.
- Сокращение собственных рисков за счет распространителей.
Не все издатели предоставляют 100% ремиссию на непроданную продукцию. Например, нет 100% возвратов по изданиям «Семь дней», «Караван» и др.
Есть определенные трудности возвратов патворков с вложениями. Многие сети не берут на себя риски по воровству вложений из патворков, а издатель такую некондиционную продукцию не принимает.
- Угроза передела рынка распространения издателями
Например, под одного из дистрибьютора. Эти слова звучали на заседании ГИПП этой весной. За это выступал г-н Мосин, а Кардос предложил передать ему любой регион и он обеспечит в нем сокращение сроков платежей.
Это странно слышать –как будто человек не знаком с реалиями рынка РФ. Ведь на нашем рынке сама-собой сложилась система близкая к системе германской с ее региональными эксклюзивами и весьма точно повторяющая испанскую модель, когда в некоторых регионах бывают 2-3 оптовика. Силой переделывать рынок – это значит полная катастрофа для рынка и тиражей!
Общие основные проблемы на рынке
- Оптовая торговля.
Сокращение количества клиентов-распространителей мелких в первую очередь из-за административного ограничения количества розничных точек продаж прессы. На административные проблемы накладывается экономические проблемы и ограничения по ассортименту.
Яркий пример – «затухание» мелкооптовых магазинов в Москве и Санкт-Петербурге.
- Дистрибуция в ритейл
Падение продаж периодики приводит к тому, что «Пресса» как товарная категория проигрывает другим товарным группам непродовольственных товаров. Как следствие возникают следующие проблемы:
- Сокращаются торговые площади под прессу
- Прессу убирают от прикассовых зон
- Стенды с прессой переносят из зон высокого трафика, задвигают в дальние углы магазинов.
- Киосковая розницы (киоски, павильоны прессы)
«Лидер» по сокращению и «убиению» уличной розницы – московские власти.
Задача: добиться применения в России европейских стандартов по количеству розничных точек продаж.
Правительство РФ уже приняло решение об увеличении количества киосков и павильонов прессы в 8 раз. Утвержден базовый показатель минимальной обеспеченности, который составляет 1,7 торговых точки на 1000 человек или 1 киоск/павильон прессы на 588 жителей муниципального образования. Принципиально важно, что теперь отечественный показатель обеспеченности населения объектами прессы соответствует европейскому стандарту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года №291 утверждены Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчёта нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
- Подписка
Постепенная монополизация рынка подписки после создания собственного подписного агентства Почтой России.
Последствия монополизации всегда бывают печальны.
Задача: сохранять баланс государственных и коммерческих организаций, работающих на рынке подписки.
Как возродить рынок печатных СМИ
Этот список проблем можно продолжить, наберется еще с десяток более мелких, но актуальных проблем.
На мой взгляд, главная проблема печатной отрасли сегодня заключается в том, что она раздроблена на две половины: издатели и распространители.
В эпоху кризиса и интернета для возрождения отрасли печатных СМИ всем издателям и распространителям настало время объединить свои усилия для решения проблем рынка сообща. Многие из нас пытаются самостоятельно преодолевать проблемы. Однако, как правило, эти проблемы возвращаются. Для решения необходим системный подход.