Мартынов Д.В.: Проблемы сотрудничества издателей и распространителей печатной продукции и перспективы оптимизации развития рынка прессы в стране

На отраслевом совещании издателей и распространителей печатной продукции, прошедшем  2 июня с.г., с докладом выступил президент АРПП Д.В.Мартынов. Предлагаем вашему вниманию тезисы этого выступления.

 

Проблемы сотрудничества издателей и распространителей печатной продукции и перспективы оптимизации развития рынка прессы в стране

 

Рынок печатных СМИ за рубежом

  • Отрицательная динамика продаж в экземплярах наблюдается практически на всех европейских рынка печатных СМИ. 
  • Согласно данным отчета Wessenden Marketing (анализ рынков печатных СМИ  11 стран мира), тиражи в среднем сокращаются на 11%, а в стоимостном выражении – на 5%.
  • Издатели продолжают сокращать издержки, в первую очередь издатели газет – сокращаются персонал, возвраты, размер издания, увеличивают периодичность. Это обусловлено  изменениями внешней среды, ростом источников получения свободной информации и миграции читателя в Интернет, кризисными явлениями в экономике. 
  • Рост цен на расходные материалы и падение рекламных доходов так же отрицательно сказываются на экономических показателях  издательского бизнеса за рубежом.

Рынок печатных СМИ России

  • Доходы печатных СМИ России в 2015 году тоже сокращаются:

- розничные продажи печатных копий - 46,4 млрд.руб. (потери к 2014 году оцениваются в 2%).

- продажи печатных изданий по подписке  - 18,4 млрд.руб. (потери более весомые - около  6%).

С 2014 года в России  отменены субсидии «Почта России», что привело к росту почтовых тарифов на доставку прессы.

По отношению к первой половине 2014 г., то есть времени, когда были отменены государственные субсидии ФГУП «Почта России» на компенсацию потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по приёму подписки на периодические печатные издания и их доставке, российский подписной рынок по тиражам упал почти вдвое: на 20-22% в 2014 году (2014 год к 2013 г.), еще на 20% в 2015 году (2015 год к 2014 году).

По оборотам падение было меньшим, но исключительно в силу роста подписных цен и резкого взлёта в 2014 г. почтовых подписных тарифов.

- рекламные поступления - 21,5 млрд. руб. (по оценкам АКАР потери около 35% по отношению к прошлому году).

  • В 2016 году российский рынок продолжит сокращаться в тиражах,  прогнозируется падение тиражей до 15%, в стоимостном выражении  рынок будет сокращаться более низкими темпами около 3% за год. 

Проблемы рынка прессы с точки зрения издателей

  • Трудности ввода новых проектов в ассортимент сетей FMCG и киосков.

­Выйти на рынок России сразу в полном объеме по всей сети распространения – такое может себе позволить только крупный и богатый издатель. Платежи «за вход» установили практически все сколько-нибудь крупные сети распространении. И это барьер просто убивает развитие малых и средних издательских домов.

­На рынке происходит перенасыщение продукцией, растет конкуренция между производителями товаров, и, как следствие, усиливается борьба за “место на полке” как в киосках, так и продуктовых сетях. 

  • Рост возвратов нереализованной продукции.

­В условиях кризисных явлений в экономике не первый год наблюдается падения рынка печатной периодики, что приводит к росту возвратов нереализованной продукции. 

­Все распространители требуют виртуальный возврат, чтобы сократить издержки. А это значит, что оценить  продажи издания становится все труднее.

­Как сказал один из издателей, сокращение ремиссии на 10% дало бы ему в год 50 млн рублей прибыли. 

  • Большие сроки по условиям платежа за реализованную продукцию для издателей.

­В условиях, когда в стране и отрасли финансовый кризис, и особенно когда стремительно падает курс рубля, большие отсрочки платежа сильно бьют по карману издателей. 

­Типографии оказывают услуги издателям, как правило, по предоплате, или в лучшем случае 20-25 дней отсрочки, а деньги с рынка издатель получает через 70-90 дней. Рекламодатель тоже платит через 30 дней. Таким образом, Издателю приходится кредитоваться, чтобы иметь оборотные деньги.

  • Невыполнение условий по платежам, рост просроченной кредиторской задолженности.

­Отсрочки по платежам  - это как данность рынка. Гораздо хуже – оплаты «с опозданием», просроченные платежи. В кризис это стало массовым явлением со стороны дистрибуторов и крайне отрицательно влияет на издательский бизнес.

  • Требования распространителей по оплате различных услуг

­Маркетинговых, рекламных, продвижение, ретробонусы и т.п.

  • Низкая эффективность мероприятий по продвижению изданий. 

­Часто проводимые мероприятия по продвижению не оказывают положительного эффекта на продажи, либо данный эффект носит краткосрочный характер и т.д. 

­Нет креативных подходов к проведению данных мероприятий. Распространители могут взять маркетинговые деньги и ничего не сделать.

­Очень редко кто из распространителей занимается управлением тиражей

  • Непрозрачность продаж. 

­Большинство издателей ждут от распространителей  информацию о продажах своих изданий в режиме реального времени в разрезе торговых точек продаж. 

  • Нет единых стандартов на рынке распространения. 

­Каждая сеть распространения имеет свой прайс-лист и свои процедуры введения в ассортиментную матрицу, на ротацию ассортимента, на промоакции и т.д. Даже работая с крупным дистрибьютором, который делает поставки в разные торговые сети, приходиться работать отдельно по каждой сети.

Проблемы рынка прессы с точки зрения розничных распространителей

  • Резкое сокращение количества запусков новых изданий на рынок

­В 2015 году их количество запусков сократилось в два раза, это без учета коллекционных изданий. 

­По коллекционным изданиям предложение новых проектов сократилось на 70-80%.

­Рынок Германии по изданиям за 10 лет обновился более чем на 10%. В год выходит около 100 новых изданий.

­Тенденции современности: срок жизни изданий резко сократился – в среднем до 5-6 лет. 

  • Сокращение выделяемых издателями распространителям бюджетов на продвижение изданий на торговых точках.

­На фоне сокращения вывода на рынок новых проектов значительно сократились бюджеты издателей на продвижение изданий в рознице. Новых нет, а на старые издания бюджеты не планируются. В итоге, распространитель вынужден жить за счет продаж, и вынужден поднимать цены на прессу, что приводит к дальнейшему снижению спроса и сокращению реализованных тиражей. 

  • Сокращения издателями возвратов до минимума. 

­В последнее время, а за последний год особенно, многие издатели ужесточают условия по возвратам непроданных тиражей, сокращая их. Это приводит к нарастанию убытков у распространителей и (или) к  снижению продаж.

  • Невыполнение заказов распространителей. 

­Проблема давно существует на рынке и до сих пор актуальна, особенно по патворкам. Усилилась за последний год.

­Последствия разнообразны:  - и потеря части выручки (дохода), - и дополнительные издержки в логистике (при обработке продукции). - и репутационные издержки со стороны клиентов оптовика 

  • Прямые поставки печатных изданий в сети FMCG, минуя крупных оптовиков, обслуживающих данный регион.

­«Увод» клиентов существенно подрывает экономику оптовиков. За 25 лет рынка РФ эти шаги привели к многократным закрытиям (банкротству в том числе) оптовых предприятий. Особенно следует выделить период в начале 2000-ых.

­«Грешат» этим многие из крупных ИД, вот, например, в последнее время поступают жалобы на ИД ХШМ.

­Прямые поставки на Почту России убивают как подписные агентства, так и розничные продажи дистрибуторов в данных регионах.

  • Поддержка национализации отдельных систем распространения государством (Почтовое агентство, Мосгорпечать)

­МОСКВА: Фактическую национализацию киосковых сетей в Москве активно поддерживали ГИПП и КАРДОС. Что получаем? КАРДОС не получил решающего выигрыша в виде захвата рынка, издатели получили потери тиражей. Сейчас распространители прогнозируют потерю половины московских киосков по экономическим причинам. 

­ПОДПИСКА: создание собственного подписного агентства Почтой РФ. Это прямой пересмотр итогов приватизации, логики приватизации в данном сегменте. Что будет? Подписным агентствам – всем!! – жить осталось не долго. Издатели не только поддерживали, но некоторые активно продвигают эту идею. Сомнительно, что издателям будет вольготно жить с одним подписным агентством и логистом в одном лице – монополистом в лице государственной на сегодня Почты.

  • Присутствие значительно числа убыточных изданий в сетях (с нулевой или отрицательной рентабельностью).

­У всех без исключения распространителей очень много изданий, которые он продает в убыток себе. 

­Издатели не спешат компенсировать убыточность распространения. 

­Крупные издатели заставляют вместе со своими топ-изданиями брать подобные издания.

  • Поздние поставки изданий  на склад дистрибьюторов. 

­Несоблюдение сроков поставок приводит к задержке или дополнительным развозам продукции по точкам (дополнительным затратам).

  • Рост отпускных цен, нерегламентируемый и несогласованный с распространителем

­Проблема стала актуальной в последнее время на фоне стремительной девальвации национальной валюты. Издатели по ряду объективных причин поднимали свои отпускные цены. Однако в продуктовых сетях есть регламент по согласованию новых цен. В ряде сетей цены можно поднимать не более 2-4-х раз в год. Это приводит к существенным экономическим потерям дистрибьюторов.

  • Сокращение собственных рисков за счет распространителей.

­Не все издатели предоставляют 100% ремиссию на непроданную продукцию. Например, нет 100% возвратов по изданиям «Семь дней», «Караван» и др. 

­Есть определенные трудности возвратов патворков с вложениями. Многие сети не берут на себя риски по воровству вложений из патворков, а издатель такую  некондиционную продукцию не принимает. 

  • Угроза передела рынка распространения издателями

­Например, под одного из дистрибьютора. Эти слова звучали на заседании ГИПП этой весной. За это выступал г-н Мосин, а Кардос предложил передать ему любой регион и он обеспечит в нем сокращение сроков платежей.

Это странно слышать –как будто человек не знаком с реалиями рынка РФ. Ведь на нашем рынке сама-собой сложилась система близкая к системе германской с ее региональными эксклюзивами и весьма точно повторяющая испанскую модель, когда в некоторых регионах бывают 2-3 оптовика. Силой переделывать рынок – это значит полная катастрофа для рынка и тиражей!

Общие основные проблемы на рынке

  • Оптовая торговля.

­Сокращение количества клиентов-распространителей мелких в первую очередь из-за административного ограничения количества розничных точек продаж прессы. На административные проблемы накладывается экономические проблемы  и ограничения по ассортименту.

­Яркий пример – «затухание» мелкооптовых магазинов в Москве и Санкт-Петербурге.

  • Дистрибуция в ритейл

­Падение продаж периодики приводит к тому, что «Пресса» как товарная категория проигрывает другим товарным группам непродовольственных товаров. Как следствие возникают следующие проблемы:

- Сокращаются торговые площади под прессу

- Прессу убирают от прикассовых зон

- Стенды с прессой переносят из зон высокого трафика, задвигают в дальние углы магазинов.

  • Киосковая розницы (киоски, павильоны прессы)

­«Лидер» по сокращению и «убиению» уличной розницы – московские власти.

­Задача: добиться применения в России европейских стандартов по количеству розничных точек продаж.

­Правительство РФ уже приняло решение об увеличении количества киосков и павильонов прессы в 8 раз. Утвержден базовый показатель минимальной обеспеченности, который составляет 1,7 торговых точки на 1000 человек или 1 киоск/павильон прессы на 588 жителей муниципального образования. Принципиально важно, что теперь отечественный показатель обеспеченности населения объектами прессы  соответствует европейскому стандарту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года №291 утверждены Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчёта нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. 

  • Подписка

­Постепенная монополизация рынка подписки после создания собственного подписного агентства Почтой России. 

­Последствия монополизации всегда бывают печальны. 

­Задача: сохранять баланс государственных и коммерческих организаций, работающих на рынке подписки.

 Как возродить рынок печатных СМИ

Этот список проблем можно продолжить, наберется еще с десяток более мелких, но актуальных проблем. 

На мой взгляд, главная проблема печатной отрасли сегодня заключается в том, что она раздроблена на две половины: издатели и распространители.

В эпоху кризиса и интернета для возрождения отрасли печатных СМИ всем издателям и распространителям настало время объединить свои усилия для решения проблем рынка сообща. Многие из нас пытаются самостоятельно преодолевать проблемы. Однако, как правило, эти проблемы возвращаются. Для решения необходим системный подход.