В США имеется большое количество сетей, имеющих различные особенности в организации торговой деятельности, в том числе в реализации прессы. При этом, чем дальше супермаркет находится от Нью-Йорка, тем ниже ставки арендной платы и тем большее количество наименований журналов представлено в супермаркетах. Так, например, в Нью-Йорке и в окрестностях, куда входит город Гринвич, мы нашли прессу исключительно на прикассовых стойках в количестве не более 40 наименований. При этом надо иметь в виду, что доступ к этим местам продаж прессы имеет очень узкий круг издателей способный выплачивать по $50-60 за одно место на одной кассовой стойке сроком на три года. Эта система блокирует доступ всех остальных изданий к покупателю. Однако в сетях, удаленных от крупных городов, пресса располагается на торговом оборудовании в центре зала, при этом на стоячках вывешиваются названия журналов или название издательского дома, который выкупает данное место для своих изданий на длительное время. Такие именные места для продаж мы обнаружили и на прикассовых стойках. Делегацию АРПП сопровождал Джон Мортанос, представитель консалтинговой компании, который давал подробные пояснения о состоянии продаж прессы в ритейле. Он проинформировал нас о том, что считает данный порядок предоставления привилегий на прикассовых стойках небольшой группе издателей несправедливым, ущемляющим интересы большого числа издателей. Он считает, что данную систему надо менять, обеспечивая доступ к прикассовым стойкам изданий, пользующихся большим спросом у населения, что позволит увеличить продажи прессы в целом. Он проинформировал нас, что в отрасли идет активная работа в этом направлении, и он, к примеру, опубликовал несколько статей за равноправие среди изданий в доступе к приоритетным торговым местам.
Собеседник проинформировал нас также, что издания, имеющие большие рекламные поступления, распространяются в основном по подписке (более 90% тиражей). При себестоимости выпуска таких изданий около 1,5 долларов они продаются по годовой подписке по одному доллару за экземпляр. Издания, которые не имеют больших рекламных поступлений, продаются в основном через супермаркеты (50%), аптеки (7%), книжные магазины (26%) и магазины повседневного спроса (2%). Интересно, что только на одну сеть супермаркетов Wall-Mart приходится 15%.
В удаленных регионах США количество наименований журналов может составлять от 800 до 1000. На отдельных стойках размещаются ежедневные газеты, их в США несколько сотен, и они в основном носят региональный характер. В регионах выпускаются также бесплатные глянцевые журналы с рекламой местных компаний, которые располагаются в супермаркетах в свободном доступе. В супермаркетах Гринвича мы обнаружили по два таких бесплатных глянцевых журнала.
В США появились так называемые «продвинутые» сети, в которых ритейлеры применяют новую систему продаж прессы. Здесь не предоставляются привилегии каким либо изданиям, и на журнальных стойках размещаются все издания, пользующиеся спросом. Приоритет отдается тем журналам, которые дают максимальный доход. Как правило, в таких супермаркетах возвраты не превышают 40% тиража.
Имеются особенности в системе выплат за реализацию прессы в супермаркеты. В настоящее время широко развивается новая система выплат, при которой деньги оптовику за проданные экземпляры поступают автоматически сразу после сканирования штрих кода издания на кассе. При этом возвраты изданий не выполняются физически, все непроданные экземпляры супермаркеты утилизируют самостоятельно, предоставляя соответствующие отчеты в электронных версиях.
В США существует также система ретробонусов, которые выплачиваются оптовиками ритейлу из расчета 5-10% от объема продаж.
По завершении осмотра сетей супермаркетов Джон Мортанос отметил, что пресса в ритейле переживает не лучшие времена, и именно поэтому конгресс PBAA разрабатывает новый курс издателей в отношении сотрудничества с руководителями сетей FMCG и организации совместных мероприятий, направленных на увеличение продаж прессы.
В осмотре сетей супермаркетов принял участие М.Л.Ткаченко, заместитель руководителя департамента стратегического маркетинга ООО "Консалт-Центр".
Пресс-служба АРПП