«Комментарии для всех, а факты для избранных», - написал когда-то основатель Manchester Guardian, как называлась газета до 1969 года, Чарльз Скотт. Сегодня в Британии газетам все сложнее зарабатывать и на том, и на другом, пишет The Economist.

Доходы от печатных версий падают, а рекламе в Интернете заполнить эту брешь получается не без труда. Учитывая, что за последние годы Guardian очень быстро расширяла свое онлайн-присутствие, растущие издержки делают ее позиции особенно шаткими. До сих пор изданию удавалось монетизировать 155 млн уникальных посетителей в месяц.

Гром грянул, когда Guardian Media Group (GMG) – материнская компания – 27 июля объявила самый большой убыток за свою историю в 173 млн фунтов стерлингов (264 млн долларов США). Конечно, 104 млн фунтов из них приходится на списание доли GMG в компании Ascential и на некоторые другие издержки, связанные с процессом реорганизации, но и с учетом этого убыток составляет 69 млн фунтов. Но самое большое беспокойство может вызывать пока незначительное, но, тем не менее, снижение рекламных доходов в Интернете с 84 млн фунтов в 2015 до 82 млн фунтов – в текущем году, особенно учитывая значительное онлайн-присутствие Guardian.

Кроме того, объемы наличных и инвестиционных средств GMG уменьшились с 828 млн фунтов в 2015 году до 765 млн фунтов – в текущем. И это ни для кого не является секретом, включая и журналистов, что эти средства могут продолжить таить и дальше, провоцируя опасения закрытия газеты.

Новое руководство издания в лице главного редактора Кэтрин Винер и исполнительного директора GMG Дэвида Пемсела уже начало менять стратегию. Guardian намерена собрать больше информации о своих читателях в Интернете, на 20% сократить издержки и найти новые способы заработка. Онлайн-пользователям предлагается стать «членами клуба», внеся взнос в пределах от 49 до 599 фунтов в год и получить взамен доступ к расширенному функционалу и на организуемые газетой мероприятия. Согласно планам, лояльные подписчики должны будут в течение трех лет обеспечить изданию до трети его доходов.

Это переломный момент в истории газеты. Прежний редактор Guardian Алан Русбриджер был ярым приверженцем онлайн-журналистики без каких-либо платных ограничений, что позволило Guardian привлечь огромную

аудиторию в Северной Америке, Австралии и много где еще. Газета получила в 2014 году Пулитцеровскую премию за (бесплатное) освещение скандала с Эдвардом Сноуденом. По слухам, Русбриджер не поддержал кандидатуру Винер в качестве преемницы, а изменения в стратегии развития газеты стали причиной его отказа от должности председателя правления Scott Trust, которой принадлежит GMG.

Даже с бесплатными статьями и прочим доступным без ограничений онлайн-контентом GMG могла бы более эффективно таргетировать рекламу, имея больше информации о своих читателях. Источником доходов может стать и «скрытая реклама», когда рекламные материалы пишутся в том же стиле, что и редакционные. Такая реклама обычно дольше удерживает внимание читателя, что позволяет издателям продавать ее дороже. Guardian уже публикует подобные материалы и с января начала более четко обозначать их как «оплаченная публикация».

Тем не менее, реклама в Интернете все больше становится уделом крупных игроков вроде Google и Facebook. Основные рекламные деньги уходят горстке крупнейших медийных компаний, а небольшим, нишевым вебсайтам приходится полагаться на подписку и искать другие источники доходов. Среди газетчиков бытует мнение, что Guardian может попасть в ловушку: она слишком массовая и универсальная, чтобы читатели захотели платить за ее контент и недостаточно масштабная с точки зрения доступа рекламодателей к интернет-аудитории. Но пока новое руководство GMG, по крайней мере, попробует изучить имеющиеся возможности для роста.

Источник: МЕДИАСТАНЦИЯ

Оригинальный заголовок: Кто заплатит за убытки Guardian, читатели или рекламодатели?

Похожие новости: Референдум по Brexit помог британским газетам поднять тиражи