Напомним, что с этой идеей главреды ведущих федеральных СМИ обратились к президенту страны, вручив ему лично коллективное письмо, на котором 24 февраля 2015 года В.В.Путин наложил резолюцию: «Прошу рассмотреть и поддержать».
Получается, что президент РФ выступает за поддержку печатных СМИ, а Минэкономразвития – против.
Самое поразительное во всем этом то, что руководство Минэкономразвития плохо представляет себе экономику СМИ и её кризисное состояние. В стране падают рекламные объемы, рекламные площади стремительно сокращаются, а в этом высоком ведомстве предлагают помочь тем, что увеличить размер допустимых рекламных площадей с 40% до 45%. И это в то время, когда объем рекламы стремительно падает, и, как признал главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, данную рекомендацию Минэкономразвития не может использовать ни одно печатное СМИ в России по одной простой причине – рекламы для таких площадей просто нет.
Как известно, когда королеве Франции Марии-Антуанетте сообщили, что у народа нет хлеба, и народ бунтует, она ответила: "Пусть едят пирожные". Позиции этой царствующей особы и Минэкономразвития, на наш взгляд, очень схожи.
Чтобы в Минэкономразвития не выглядели как королева Франции в трудной ситуации, хотелось бы довести до руководства этого ведомства следующие факты. По данным АКАР, в 2015 году в России объем рекламы в прессе сократился на 29% (до 23,3 млрд. рублей). В том числе рекламные доходы газет упали на 20%, журналов - на 29%, рекламных изданий - на 38%. При этом весь российский рекламный рынок сократился на 10% (до 307,5 млрд. рублей). В I квартале 2016 года объем рекламы в печатных СМИ упал на 14%, в том числе в газетах - на 10%, в журналах - на 11%.
Надо добавить к сказанному, что, в отличие от Минэкономразвития, Министерство связи и массовых коммуникаций поддерживает позицию президента РФ в части содействия печатным СМИ. Замминистра А.К.Волин твердо выступает за разрешение печатным СМИ публиковать рекламу, в частности, элитного алкоголя, и неоднократно и весьма аргументировано высказывался по этому поводу.
С нашей стороны, мы хотели бы обратиться к Минэкономразвития с еще одной аргументацией. Поскольку у государства нет средств для непосредственной экономической поддержки СМИ – прямых дотаций, ограничения роста цен на полиграфическую бумагу и др., то есть прямой смысл позволить отрасли самой зарабатывать на свое существование. Для прессы – за счет снятия всех ограничений на рекламу, введенных в последние годы, а для распространителей печатной продукции – снятия всех ограничений по ассортименту киосков прессы.
В медиаотрасли существует еще ряд непродуманных решений, ухудшающих экономику предприятий. В случае их отмены мы смогли бы не только улучшить положение дел в медиасфере, но и обеспечить государству поступление дополнительных налогов.
И еще одна просьба к Минэкономразвития – надо разрешить рекламу в печатных СМИ всех товаров и услуг, не запрещенных законом в России. Такое решение было бы наилучшим вариантом выполнения резолюции президента РФ о поддержке российской прессы.
Пресс-служба АРПП