Александр Оськин, АРПП: 14 основных идей по спасению печатных СМИ в России

На медиаконференции в Алуште (Республика Крым) председатель правления АРПП А.В.Оськин выступил с докладом «Актуальные проблемы рынка прессы в России», в котором представил 14 главных идей по спасению отчественной отрасли печатных СМИ. 

Отрасль печатных СМИ, отметил докладчик, испытывает трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики и чрезмерным административным регулированием рынка. Если обратиться к цифрам, то мы увидим, что доходы печатных СМИ России в 2015 году в целом составили 86,7 млрд. руб. в т.ч. от розничных продаж печатных копий - 46,4 млрд. руб. (потери к 2014 году оцениваются в 2%), от продаж печатных изданий по подписке  - 18,8 млрд.руб. (потери более весомые - около  4%) и от рекламы - 21,5 млрд. руб. (по оценкам АКАР, потери к предыдущему году составляют около 35%). 

Перейдя к оценке состояния розничного рынка распространения прессы в России, А.В.Оськин подчеркнул, что кардинальных изменений в структуре сбыта печатной продукции за последний год не наблюдалось. На рынке превалируют те же тенденции – сокращается количество специализированных киосков и павильонов прессы, киоски отодвигаются из зон высокого трафика во дворы, что приводит к снижению продаж газет и журналов, которые относятся к категории товаров импульсного спроса. За три года, с 2012 по 2015 год, количество киосков, павильонов, магазинов прессы в России сократилось на 10% и приблизилось к отметке в 30,1 тыс., и это с учетом киосков в Республике Крым. Количество объектов с прессой в сетях FMCG за три года выросло на 41%. Всего в сетях - около 8700 торговых точек продаж прессы. Количество объектов категории С (пресс-стенды, лотки) сократилось на 68%. Всего объектов этой категории насчитывается около 2000.

Также докладчик привел данные по подписному рынку России. Подписная кампания на второе полугодие 2016 года показала стабилизацию динамики падения подписных тиражей. Согласно данным ФГУП «Почта России», во 2-м полугодии 2016 года по отношению к 2-му полугодию 2015 года подписные тиражи сократились на 5,2%. Аналогичный показатель прошлого года – 5,4%. Показатели 2016 года, наиболее вероятно, будут хуже 2015 года: по тиражам - на 5,4-5,5%, в стоимостном выражении  - на 1,6%-2,0%.

В своем выступлении А.В.Оськин перечислил наиболее актуальные проблемы рынка печатных СМИ:

- Отсутствие единой вертикали управления отраслью

- Сокращение читательской аудитории традиционных СМИ

- Ограничение участия иностранного капитала

- Снижение рекламных доходов

- Сокращение количества новых издательских проектов

- Рост цен на бумагу  и затрат на производство печатной продукции

- Объекты распространения печатной периодической продукции не являются социально-значимыми

- Рост налоговой нагрузки на предприятия отрасли

- Чрезмерное административное регулирование рынка

- Высокая арендная плата (не соответствует Приказу Минкомсвязи №197)

- Аукционы на торговые места под прессу

- Ограничение ассортимента киосков и павильонов прессы 

и т.д.

В то же время, сказал А.В.Оськин, в ряде российских регионов мы отмечаем передовой опыт распространения печатной продукции. Так, в Воронежской области введены нулевые арендные ставки для распространителей прессы. В Липецкой области и Республике Мордовия льготные арендные ставки соответствуют Приказу Минкомсвязи №197. В Брянской области сняты все ограничения на ассортиментный перечень киосков прессы. В Воронежской и Липецкой областях, в  Чувашии и в Якутии устанавливаются мультимедийные павильоны прессы – современные объекты по распространению периодической печати, в которых представлено более 1000 наименований газет, журналов, книг, предоставляются информационные и другие услуги, а рентабельность этих объектов 2-3 раза выше, чем киосков прессы.

Далее докладчик сформулировал предложения АРПП в области распространения прессы и книг. 

Во-первых, это Концепция «Трёх нулей», которая заключается в том, чтобы: 

- Обнулить НДС (0%) для всех изданий, кроме рекламных и эротических, а также для всех распространителей прессы (розница, подписка). 

- Обнулить тарифы на доставку подписных изданий населению за счёт государственного субсидирования подписки. 

- Ввести нулевую арендную ставку для киосков, павильонов прессы и магазинов, реализующих печатную продукцию. 

Также необходимо снять все ограничения по ассортименту товаров и услуг в киосках прессы, рассматривая эту меру как важнейший элемент экономической поддержки отрасли. 

Ряд предложений АРПП касается поддержки распространения прессы в сетях FMCG:

- Применение к прессе условий по оплатам за проданный тираж, аналогичных условиям оплаты товаров, относящихся к категории food.

- Изменение финансовой нагрузки – снижение бонусов до 5%.

- Проведение скоординированных мероприятий ритейлера, издателя и распространителя по увеличению продаж прессы на основании зарубежного опыта.

В области подписки на прессу АРПП предлагает: 

- Возобновить предоставление субсидий на доставку подписных изданий населению для обеспечения минимальной стоимости доставки и в перспективе – обеспечения нулевого тарифа.

- Предоставить целевые субсидии для школ, вузов, детских домов для оформления подписки.

- Снизить НДС на подписку до 10% со снижением в  перспективе до нуля. 

Предложения АРПП в поддержку новых издательских проектов:

- «Налоговые каникулы» в первый год выхода изданий.

- Увеличение процента списания непроданного тиража на затраты до 70-80% (в настоящее время по законодательству разрешено только 20%).

- Выделение грантов или целевых субсидий на продвижение изданий, т.к. без маркетинговых усилий новым игрокам трудно прорваться на рынок (например, выставить свой товар в сетях ритейла, проинформировать потребителей о появлении нового издания и т.д.).

- Введение госконтроля за конечными ценами на полиграфическую бумагу и обеспечение доступа всех издателей к приобретению бумаги непосредственно у  производителей по отпускным ценам. 

Пресс-служба Оргкомитета конференции