Полная версия законопроекта Еврокомиссии появится в сентябре, но лейтмотив уже известен. Согласно реформе, издатели и авторы контента получат эксклюзивные права на свои материалы, что усложнит работу с поисковиками и агрегаторами: им придется договариваться об использовании фрагментов текстов, а в каких-то случаях и платить поставщикам информации. При этом сложно даже предположить объем отчислений: большая часть информации, которую можно найти в интернете, так или иначе защищена авторскими правами. Реформа не выгодна ни одной из сторон, считает руководитель «Лаборатории комьюнити» Владислав Титов.
«Давайте представим какое-нибудь одно издательство. Предположим, оно выиграло суд и обязало всех, кто размещает ссылки на его контент, платить какую-то денежку. Что сделали после этого "Яндекс", Facebook и "ВКонтакте"? Они просто взяли и удалили от себя все ссылки на этот контент. Что после этого происходит? Резкое, резчайшее падение трафика в три, а может, и больше раз. То есть здесь добиваться оплаты — да никто платить не будет, просто отключат все эти ссылки и перестанут их размещать», — уверен Титов.
Обсуждаемый законопроект — сигнал для средств массовой информации: им придется подстроиться под реалии, а не просить деньги у агрегаторов и поисковиков, считает советник президента России по проблемам интернета Герман Клименко.
«СМИ тоже должны менять свой формат. Социальные сети сейчас для них гораздо опаснее, чем поисковые системы. Дают трафик прям сразу на статью, и появился термин, был в применении к современным детям — "клиповое мышление", а сейчас у нас "клиповые СМИ", когда СМИ для посетителя — это собственная лента Facebook, в которую попадают новости из других изданий в зависимости от той аудитории, которую себе подобрал человек. Другой вопрос, насколько справедливо требовать от поисковых систем и социальных сетей деньги при условии, что они же дают ему трафик», — сообщил «Коммерсантъ FM» Клименко.
Из-за подобной истории в Испании закрылся сервис Google News после аналогичной попытки ввести сбор за использование фрагментов текста, но корпорация предпочла прекратить работу сервиса в стране. В Германии же отчисления были узаконены, но сами издательства после падения посещаемости предпочли отказаться от денег и продолжить работу с поисковиками и агрегаторами на прежних условиях.
В компании «Яндекс» «Коммерсантъ FM» новость комментировать отказались, отметив, что окончательной версии законопроекта еще нет, и высказали сомнения в его финальной реализации.
Алексей Соколов
Источник: КоммерсантЪ FM
Оригинальный заголовок: «СМИ для пользователя — это собственная лента Facebook»
Похожие новости: Facebook подключит роботов для формирования ленты популярных новостей