В рамках Фестиваля прошла медиаконференция «Формирование инновационной инфраструктуры и поддержки инновационного развития предприятий издательской и распространительской отрасли. Антикризисные меры для медиарынка». В её работе приняли участие издатели, распространители прессы, эксперты рынка из Алушты, Калининграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Севастополя и Симферополя, а также представители общественных организаций отрасли, журналисты.
Основные темы для обсуждения представил в своём докладе «Актуальные проблемы рынка прессы в России» председатель правления НП «АРПП» А.В. Оськин, который дал развёрнутый анализ проблем, мешающих нормальному развитию рынка прессы, сформулировал комплекс мер по исправлению ситуации в различных секторах распространения периодики. Выдвинутые им предложения по преодолению трудностей путём внесения изменений в законодательство, снятия административных барьеров, оказания государственной поддержки отрасли печатных СМИ в целом с одобрением были встречены участниками конференции.
В ходе состоявшегося обмена мнениями издатели и дистрибуторы заострили внимание на проблемах, свойственных розничной системе распространения прессы в России. По словам выступавших, осложняют функционирование киосковых сетей прессы частые, необоснованные вмешательства местных администраций в производственные дела распространителей, ограниченный ассортимент разрешённых к реализации сопутствующих товаров, повсеместное сдерживание развития малого и среднего предпринимательства. Наряду с этим высказывались предложения по преодолению кризисных явлений, приводились доводы в пользу активного внедрения инноваций, ускорения модернизации бизнеса.
Получило высокую оценку содержание открытой дискуссии о судьбе малого бизнеса в медиаотрасли, которую провёл член руководства партии «Роста» Д. В. Потапенко.
Оживлённая дискуссия, ведущим которой выступил генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен» К.П. Недосекин, развернулась вокруг вопросов дистрибуции прессы в сетевых магазинах самообслуживания. Участники конференции были согласны с тем, что пресса в магазинах FMCG сегодня востребована. Периодика вошла в базовый перечень ассортиментных групп большинства торговых сетей. Для дальнейшего развития системы дистрибуции газет и журналов в ритейле необходимо, по мнению собравшихся на конференции, осваивать торговые сети, куда пресса пока ещё не поставляется, популяризировать продажу прессы в ритейле, снизить уровень недобросовестной конкурентной борьбы, зафиксировав статус-кво по всем рынкам.
С интересом были встречены доклады по вопросам подписки, с которыми выступили руководитель отдела по связям с общественностью ООО «МАП» В.А. Дворянов и генеральный директор «Агентства по распространению зарубежных изданий» В.И. Лупенко. В ходе дискуссии участники конференции главным образом делали акцент на том, что в современных условиях подписка на печатную прессу должна быть высокотехнологичной услугой. В связи с этим, внедряемые в практику новые инновационные проекты призваны обеспечить обширный набор ориентированных на клиента сервисов. В их числе доступность оформления подписки для физических и юридических лиц по печатным и электронным каталогам, возможность оперативно получить ответ на любой вопрос, связанный с качеством и сроками доставки и т.д.
Жаркие дебаты вызвал вынесенный на заседание дискуссионного клуба, который провели председатель правления «НСРП «Союзпечать» М.А. Былёва и президент НСРП «Союзпечать», генеральный директор «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов, вопрос «Можно ли спасти бизнес через банкротство?». По убеждению выступающих, здесь не может быть универсального ответа, поскольку у столичных и региональных участников рынка разные возможности в преодолении кризисных явлений. Столичные распространители главным образом прибегают к диверсификации бизнеса, покрывая тем самым убытки за счёт других видов деятельности. Но для регионалов это малореальный выход из положения. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов стремление участников рынка решать свои проблемы за счёт партнеров. Так поступают при увеличении сроков отсрочки платежей.
Высказывалась точка зрения, согласно которой выходом из ситуации могло бы стать банкротство дистрибьютора, попавшего в сложную ситуацию. Цель такого банкротства – не разрушение бизнеса, а достижение мирового соглашения с издателями. Условием такого соглашения может стать безусловная оплата за проданные издания с определением её сроков и форм, позволяющих дистрибьютору и расплатиться, и спасти бизнес. Однако с идеей санации предприятий-дистрибьюторов не согласились издатели.
Главным рефреном, прозвучавшим в ходе состоявшихся дискуссий и обсуждений, можно считать уверенность представителей медийной общественности в ошибочности рассуждений о якобы приближающейся смерти печатных СМИ, о вытеснении их с информационного и рекламного рынков, о нежелании россиян пользоваться печатными изданиями.
Наглядно подтвердили правильность этой доминировавшей на конференции точки зрения массовые мероприятия Фестиваля, прошедшие при высокой активности крымчан и отдыхающих, прибывших на полуостров из других регионов России.
Многочисленные гости Фестиваля на центральной набережной Алушты смогли не только познакомиться с продукцией ведущих издательских домов России, включая крымские издания, но и подписаться на широкий перечень газет и журналов различных тематик. Специальная программа была организована для юных любителей чтения.
Важным элементом программы Фестиваля стала рабочая встреча председателя правления АРПП А.В. Оськина с заместителем директора департамента внутренней политики города Севастополя Г.В. Буйловым и принявшим участие в беседе директором Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Агентство «Союзпечать» В.В. Докиным.
А.В. Оськин проинформировал собеседников о ходе III Фестиваля российской прессы в Крыму, поделился оценками актуального состояния медиарынка страны, остановился на проблемах, мешающих его развитию, привёл положительные примеры взаимодействия местных администраций и распространителей периодики.
Г.В. Буйлов высказался в поддержку развития новых технологий в распространении прессы, расширения архитектурного разнообразия киосков, внедрения павильонов прессы как нового передового торгового формата, согласился с целесообразностью «географического» принципа формирования и расширения ассортимента сопутствующих товаров и услуг киосков прессы.
Г.В. Буйлов поддержал идею проведения в будущем в городе Севастополе медиаконференции и традиционного Фестиваля российской прессы.
Прошедший Фестиваль российской прессы имеет, несомненно, важное значение для пропаганды передового опыта в сфере медиа, для поиска адекватных ответов на сложные вопросы в условиях кризиса, для продвижения федеральной прессы среди жителей и гостей Крыма.
Пресс-служба АРПП