Заседание открыл выступивший с приветственным словом главный редактор газеты «Московский Комсомолец» П.Н.Гусев. Он подчеркнул важность государственной поддержки для развития подписки в России и высказался за возвращение государственного субсидирования почтовой доставки подписных изданий.
Председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов рассказал о работе Экспертного совета по региональным печатным СМИ по формированию списка изданий для получения 30%-й скидки ФГУП «Почта России» на почтовый тариф по приему, обработке и доставке подписного тиража. Список существует вот уже три подписные кампании. За это время количество изданий в нем выросло в 4 раза до более чем 2300 изданий, а объем предоставляемой скидки увеличился в 2 раза.
Руководитель Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ФГУП «Почта России» М.А.Казаков представил участникам заседания данные о динамике развития рынка подписки, рассказав о причинах снижения подписных тиражей и действиях «Почты России» по стабилизации ситуации. Среди них – организованная впервые в 2015 году акция «Дерево добра», в рамках которой развивается благотворительная подписка для детских домов, домов престарелых, библиотек и учреждений культуры. Михаил Казаков также отметил, что в ходе подписной кампании на 1 полугодие 2017 года «Почта России» направит 700 млн рублей на поддержку изданий, а также предоставление скидок для населения.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи РФ Е.В.Часовская рассказала участникам заседания о том, что 6-7 октября 2016 года в Уфе пройдет очередное заседание Экспертного совета по региональным печатным СМИ, на котором будет определен объем скидки ФГУП «Почта России» на почтовый тариф на второе полугодие 2017 года для изданий, вошедших в вышеупомянутый список на скидку.
Начальник отдела периодической печати Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК С.А.Дзюбинская подчеркнула, что в «зоне риска» современного рынка подписки находятся, в первую очередь, общественно-политические и детские издания.
Секретарь Союза журналистов России Д.Е.Токарский обратил внимание участников заседания на то, что люди, ушедшие из подписки, как правило, перестают подписываться навсегда. Положительным фактором развития современного рынка распространения прессы он посчитал активное взаимодействие «Почты России» с издателями в российских регионах, начавшееся в последние два года.
Генеральный директор Медиагруппы «Ситим» из Республики Саха (Якутия) М.Н.Христофорова рассказала о кризисе подписки на территории региона. Несмотря на усилия, предпринимаемые региональным издательским сообществом, подписные тиражи продолжают падать. От полного уничтожения подписку в Якутии спасло лишь недостаточно масштабное относительно других регионов России повышение почтовых тарифов и дополнительное их снижение в результате отмены 3-й почтовой подзоны, доставка в рамках которой была самой дорогой.
Начальник отдела по работе с УФПС ИД «Свободная пресса» (Воронеж) Л.А.Сафонова поделилась своими проблемами. Год назад издательский дом «Свободная пресса» начал сотрудничать с каталогом ФГУП «Почта России» и столкнулся с тем, что некоторые линейные сотрудники почтовых отделений не только не умеют пользоваться этим каталогом, но часто вообще не подозревают о его наличии.
Генеральный директор детского журнала «Миша» Н.В.Грозова рассказала об опыте развития этого издания. Журналу в 2016 году исполнилось 33 года. Выйдя в свет в качестве «детского» приложения к журналу «Советский Союз», издание до сих пор поддерживает контакты с зарубежными подписчиками. Но, к сожалению, финансовое состояние издания не дает возможности выпускать версии «Миши» на иностранных языках.
Генеральный директор Агентства по распространению зарубежных изданий (АРЗИ) В.И.Лупенко познакомил участников заседания Альянса c особенностями работы со специализированной прессой. Агентство – один из лидеров рынка распространения электронных версий печатныхСМИ. Один из проектов АРЗИ, электронный портал прессы РУКОНТ, позволяет не только использовать электронные издания и отдельные публикации в них, но и выявлять заимствования в текстах. С помощью сервисов РУКОНТ можно подтвердить или опровергнуть плагиат в научной работе или литературном тексте.
Руководитель службы по связям с общественностью МАП В.А.Дворянов познакомил участников мероприятия с акциями продвижения, организуемыми агентством во время подписной кампании на первое полугодие 2017 года. Он подчеркнул важность сплочения отрасли для защиты своих интересов и необходимость создания общеотраслевой акции продвижения подписки взамен «декады подписки», потерявшей свою эффективность в результате существенного роста почтовых тарифов и подписных цен.
Вице-президент Союза издателей «НАИ» А.Г.Орешкин обратил внимание на факты злоупотребления «Почтой России» своим доминирующим положением на рынке подписки. Среди них – некорректное использование в рекламе терминов «официальный» и «единственный» в отношении почтового подписного каталога, а также «подгонка» подписных цен изданий в почтовом каталоге под цены в каталогах коммерческих подписных агентств. Следствием этого становится необъяснимое маркетинговыми причинами «перетекание» подписчиков в почтовый подписной каталог. Кроме того, отметил он, «Почта России» использует неудобную для издателей технологию работы. В частности, сотрудничающие с почтовым каталогом издатели вынуждены самостоятельно оформлять накладные для каждого выпуска издания в адрес каждого из 83 УФПС.
Резюмируя итоги заседания, В.В.Керов подчеркнул необходимость решения всех проблем рынка подписки за счет согласованных усилий издателей, подписных агентств и ФГУП «Почта России». Он предложил участникам заседания представить свои соображения и сформировать из них сводный перечень задач, которые станут для Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы руководством к действию.
Пресс-служба АРПП
Фоторепортаж о мероприятии можно посмотреть по ссылке.