В Европе могут изменить законы об авторских правах

Еврокомиссия хочет изменить законодательство об авторских правах таким образом, чтобы авторы, исполнители и СМИ больше зарабатывали в онлайне. В России такие реформы даже не обсуждаются.

Еврокомиссия планирует реформировать европейское законодательство об авторских правах, заявил сегодня президент комиссии Жан-Клод Юнкер. В частности, реформа копирайта будет направлена на то, чтобы авторы, исполнители, журналисты могли больше зарабатывать на своих произведениях, в том числе в интернете. Законопроект Еврокомиссии будет обсуждаться 16 сентября в Братиславе на неформальной встрече глав 27 государств Европы.

Предложения Еврокомиссии не содержат прямого требования к интернет-компаниям больше платить правообладателям. Но их обяжут по крайней мере сообщать авторам, продюсерам и издателям, какую прибыль приносят их произведения, уточняет BBC. Кроме того, законопроект присвоит новостным СМИ статус правообладателя. Это означает, что издатели получат эксклюзивные права на свои тексты – такие же права есть, например, у музыкальных студий и кинокомпаний. То есть Google, Facebook и другим агрегаторам новостей придется подписать соглашения с каждым СМИ, выдержки из статей которого они хотят использовать.

У крупных интернет-компаний сложные взаимоотношения с правообладателями и СМИ. Артисты и лейблы не раз обвиняли тот же YouTube (принадлежит Google) в том, что он мало им платит. На днях Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) в своем исследовании указала на разницу в выплате авторских отчислений между YouTube и музыкальными сервисами Spotify и Apple Music, которые заплатили лейблам около $2 млрд в 2015 г. От сервисов, позволяющих загружать музыку, из которых YouTube – самый крупный, музыкальная индустрия получила в прошлом году всего $634 млн. У YouTube заканчиваются контракты с ведущими музыкальными мейджорами – Universal Music Group, Sony Music и Warner Music, и как раз сейчас они ведут переговоры о пересмотре условий работы с крупнейшим видеохостингом.

YouTube – самая большая проблема для правообладателей. Очевидно, что количество просмотров музыкальных видео там радикально не соответствует деньгам, которые получают артисты и лейблы, сказал «Ведомостям» сотрудник музыкального мейджора. В России радикальные реформы не обсуждаются: профильные ведомства пытаются повысить доходы артистов и правообладателей, принимая законы, защищающие их от пиратства. Так, в прошлом году был принят закон, который позволяет правообладателям навсегда блокировать сайты с пиратским контентом.

Европейские издатели тоже давно недовольны тем, как интернет-компании, в частности Google, используют их статьи в своих новостных агрегаторах (см. врез на стр. 10). Google постоянно объясняет им, что обеспечивает сайтам СМИ десятки миллиардов переходов в месяц, но не зарабатывает на этом – не размещает рекламу внутри новостного сервиса. По оценке Google, за счет таких переходов в 2014 г. СМИ заработали на рекламе около $10 млрд. Издатели с этим не согласны. Так, британская OC&C Strategy Consultants подсчитала недавно, что новостные агрегаторы и социальные сети за последние 10 лет лишили британские СМИ примерно половины доходов.

«Мы против того, чтобы агрегаторы платили СМИ, – сказал «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин. – Не думаю, что новостной контент может быть нормально капитализирован таким образом. Но мы можем столкнуться с ситуацией, когда много агентств будет бороться за авторские права на новость, которая, по сути, не является эксклюзивной, – это бессмысленно и безумно». Волин считает, что у СМИ в России нет проблем с использованием их текстов в сети. «Сейчас все движется от прямой рекламы к контекстной, и в этой ситуации для СМИ больше важен трафик с новостного агрегатора», – полагает замминистра.

Было бы справедливым, если бы агрегаторы платили СМИ, считает гендиректор ИД «Коммерсантъ» Владимир Желонкин. У СМИ никогда не будет трафика, сопоставимого с трафиком агрегатора, а это значит, что они не смогут заработать сопоставимые деньги. Сейчас СМИ пытаются выжить, часто занимаясь непрофильным для них бизнесом – различными b2b-проектами и т. п. По словам Желонкина, изменение этой ситуации российскими регуляторами не обсуждается. Но раз западные коллеги начали эту дискуссию, рано или поздно это придет и к нам – будет интересно поучаствовать в этом обсуждении, заключает он.

Поисковики и агрегаторы дают редакциям трафик и помогают увеличивать аудиторию и привлекать рекламодателей, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Представитель Google сообщил «Ведомостям», что решать проблему надо не запретами и субсидиями СМИ, а с помощью «партнерства и инноваций». Детально комментировать инициативу Еврокомиссии и российское регулирование он не стал.

Анастасия Голицына

Источник: Ведомости

Оригинальный заголовок: Европа обновит копирайт

Похожие новости: С главной страницы "Яндекса" снимут Копирайт «Студии Артемия Лебедева»