По его данным катастрофическое воздействие на экономическую жизнеспособность СМИ в Таджикистане также оказали и следующие причины: отсутствие эффективных систем распространения периодики, появление интернета и соцсетей, как нового инструмента распространения информации, но при этом отнимающих доходы традиционных СМИ и резкое сокращение объема денежных переводов трудовых мигрантов из РФ.
Исследование проводилось среди частных СМИ страны, так как именно они, в отличие от государственных, никак не поддерживаются.
В ходе исследования выяснилось, что доходы частных СМИ в период с апреля 2014 по 2015 год уменьшились примерно на 50 процентов (!), а тираж снизился за тот же период примерно на 30 процентов. Вместе с тем, примерно, также на 30 процентов выросли расходы на производство печатных СМИ.
И эта тенденция, по словам руководителя MediaConsulting Наби Юсупова, продолжится.
Кризис на несколько лет
Дело даже не только в том, что финансовый кризис, как ожидается, может продлиться еще год-полтора, ситуация усугублена тем, что СМИ не приходится ждать изменений в отношении к ним со стороны властей. Не приходится ждать "создания благоприятной законодательной базы или прямой финансовой поддержки".
Для определения воздействия нынешнего кризиса на жизнедеятельность независимой прессы в РТ, по запросу Бюро ОБСЕ в Таджикистане, в мае-июле нынешнего года MediaConsulting провела опрос, в котором приняло участие 60 руководителей медиа-организаций страны.
И 95 процентов респондентов из них уверенно ответили "да", кризис коснулся их СМИ. 3,3 процента отметили, что их СМИ существуют (полностью или частично) на средства гранта, и влияние экономического кризиса для них не особо ощутимо. И лишь 1,7 процента отрицали влияние кризиса на их жизнедеятельность.
Заработок частных СМИ
Большая часть (47,7 процента) зарабатывает традиционно за счет рекламы, заказных материалов, спонсорства, объявлений и поздравлений. От реализации тиража получают доход лишь 28,4 процента респондентов.
В опросе приняло участие 32 представителя печатных СМИ (т. е. больше половины опрошенных). Соответственно на тиражах зарабатывают только треть СМИ, а значит ситуация уже очень критичная, говорит Юсупов.
Небольшая часть — 8 процентов — составляют доходы "от иной сопутствующей коммерческой деятельности (организация мероприятий, записи, фото/видеосъёмки и т. д.)". И последние 6,8 процентов отметили, что их "СМИ существует также на средства гранта или дотаций учредителя".
Но все эти доходы сократились от 10 до 50 процентов у всех без исключения СМИ.
Что и сколько теряют?
С какими трудностями сегодня чаще всего сталкиваются руководители СМИ и, которые могли бы существенно повлиять на их деятельность? По данным исследования, для 27 процентов опрошенных ощутимо было падение уровня притока рекламы и заказных материалов.
Примерно равное влияние для СМИ имели "сокращение/нехватка заработной платы" — 15,2% и "налоговое бремя" — 15,7 процентов. 14 процентов указали на то, что на кризис в СМИ повлияла также "инфляция национальной валюты, из-за которой увеличилась себестоимость продукции".
12,9 процентов респондентов отметили "падение тиража", а 2,8% вообще вынуждены были "приостановить выпуск издания". Ещё 11,2 процентов прибегли к "вынужденному сокращению штата" редакции. И лишь 1,1% указали, что на данный момент, "никаких трудностей" не испытывают.
Если говорить о масштабах нанесенного кризисом ущерба для СМИ, то сложив результаты наибольших потерь, исследователи выяснили, что две трети (2/3) участников опроса отметили, что их потери самые ощутимые.
31,1% отметили, что их доходность снизилась на 30-45%, а 36,1 % указали, что доходность даже упала больше, чем на 50%. Ещё 13,1% отмечают, что падение доходов у них дошло до 20-25%, что также является большим процентом.
А для 9,8% это стало даже причиной временной или постоянной приостановки деятельности организации. 1,6% опрошенных указали самый малый процент потерь — от 10% до 15% доходов. А ещё 8,2% не ответили на поставленный вопрос.
Руководители СМИ отмечали, что нынешняя финансовая ситуация вынуждает их идти на крайние меры — сокращение штата сотрудников. 47,5 опрошенных это уже сделали, еще 26,2 процентов планируют это в ближайшее время. 23 процентов респондентов — ответила, что не будет сокращать персонал, но только потому что "уже некого сокращать".
Рецепт победы над кризисом
По мнению руководителей СМИ, что могло бы, в первую очередь, снизить влияние кризиса на их бизнес так это налоговые послабления. В частности, они предлагали отменить для СМИ все виды налогов сроком на 3 года (пока не пройдет финансовый кризис, и доходность вновь стабилизируется).
Другие были бы довольны отменой лишь некоторых статей налогов, например, 17,4% считают очень высоким налог на прибыль, который равен 25% от общей прибыли.
Еще 15,1% считают, что даже налог на "упрощенку" несоизмеримо высок. А 12,8% считают высоким 18-процентный налог на добавленную стоимость (НДС), который, к примеру, в соседних государствах (Казахстан и Кыргызстан) равен 10%. И ещё 7% опрошенных не согласны с 25-процентным налогом в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и также предлагали его снизить.
Кроме этого, руководители частных СМИ говорят, что крайне нуждаются в государственной поддержке, хотя многих из них и отмечают, что это несбыточные надежды, а некоторые и вовсе считают, "госструктурам выгодно, чтобы независимые СМИ закрылись".
И, тем не менее, говоря о том, в чем именно должна выражаться помощь государства, респонденты отмечали, что хотели бы отмены или сокращения арендной и коммунальной оплаты в государственных зданиях.
Другие видят спасение в предоставлении грантов или технической поддержки (бумага, пленки, пластины, камеры, служебный автомобиль и т. д.). И еще часть опрошенных хотела бы получить помощь в организации подписки и распространении газет (киоски и торговые точки).
Отметим, что за годы независимости республики частные СМИ получали помощь, как правило, лишь от международных организаций и дипломатических миссий. Она была в виде грантов, в предоставлении техники для электронных СМИ, мультимедийного оборудования, образовательных программ, ознакомительных поездок и т. д.
Быть или не быть?
В результате исследования выяснилось, что 63 процентов руководителей СМИ не исключают, что возможно в ближайшее время им придется свернуть свой бизнес. И лишь 30 процентов уверены, что такая угроза им не грозит.
Последний вопрос исследования был поставлен так: "Влияет ли финансовый кризис на независимость редакционной политики?". То есть, сможет ли редакция, имеющая принципиальную редакционную позицию, поступиться ею, оказавшись перед серьёзными финансовыми затруднениями.
Как оказалось, тех, кто потенциально готов это сделать, очень много — 78 процентов участвовавших в опросе. Поэтому, говорит Наби Юсупов, если ситуация продолжит ухудшаться, то многие СМИ могут стать подконтрольными тем или иным государственным или коммерческим структурам.
Прогноз на судьбу своего СМИ в ближайшие пару лет большинство руководителей медиа — 46,7%, сделало отрицательный, предполагая, что ситуация ухудшится. Остальные 25% оптимистично надеются, что не все еще потеряно.
Источник: Sputnik Таджикистан
Похожие материалы: Что ждет СМИ в Таджикистане?