Дистрипресс-61: как должна трансформироваться пресса, чтобы выжить и приносить хорошую прибыль

В ходе проведения 61-го конгресса Дистрипресс состоялся круглый стол посвященный поискам оптимального развития медиарынка на современном этапе.  

В дискуссии приняли участие генеральный директор Innovation Media Consulting Хуан Сеньор, генеральный директор Valora (Швейцария) Михаэль Мюллер, генеральный директор Districor (Канада) Джон Лафранье. 

Хуан Сеньор отметил важность каналов дистрибуции для бизнеса издателя: «Бизнес любого издателя – не журналы или газеты, а розничные продажи». Он сравнил специализированную торговую точку с площадкой, где издатель встречается с читателем. Последние пять лет специализированные каналы дистрибуции печатных СМИ сталкиваются со значительными трудностями во всем мире, издатели обязаны поддержать розницу, если хотят сохранить и приумножить аудиторию. Он призвал не только издателей, но и ритейлеров активно применять стратегию «360 градусов». По мнению докладчика, сегодня необходимо развивать онлайн продажи бумажных СМИ и активно взаимодействовать с социальными сетями. 

Участники круглого стола выявили несколько тенденций, которые прослеживаются на рынке в последнее время. В первую очередь, периодичность журналов снижается, по мнению ведущих экспертов, невозможно создавать качественный контент на еженедельной основе. Оптимальной периодичностью является двухнедельная, ежемесячная или ежеквартальная. Во-вторых, цены на прессу продолжат расти. Хуан Сеньор отметил, что в Канаде популярностью пользуются буказины, цена которых превышает $14, некоторые выпуски продаются за $18-19. «Я на личном примере вижу, что спрос на буказины и спецвыпуски растет, неважно, сколько они стоят. Средняя розничная цена на еженедельный журнал в нашей сети составляет $5, но статистика продаж говорит о том, что буказины за $14 порой продаются гораздо лучше, чем дешевые журналы», – заявил генеральный директор Districor Джон Лафранье.  

В-третьих растет спрос на качественный контент. Михаэль Мюллер отметил, что спрос сместился на высококачественные журналы, которые не просто констатируют вчерашние новости, а помогают читателям советом и выявляют причинно-следственные связи произошедших событий. «Сегодня спрос на бумажные новостные СМИ стремительно сокращается, зачем вы будете покупать журнал, который расскажет вам о событиях о которых вы уже прочли в интернете? Сегодня покупатели требуют журналы, которые им помогают. Замечательным примером могут служить спецвыпуски ряда изданий, повествующие о том, как можно сэкономить. Они стоят в 2-3 раза дороже обычных журналов на полке, но раскупаются как горячие пирожки». 

Выступающие на круглом столе отметили тенденцию, которая должна отражать изменения в издательском деле. Цифровые издания поэтапно занимают место еженедельных газет, ежедневные газеты по жанру смещаются в сегмент аналитических еженедельников, еженедельники занимают место ежемесячников по глубине и качеству анализа и прогнозов, ежемесячники по жанру смещаются в книжный сегмент, а книги – в сегмент коллекционных и подарочных изданий премиум класса. 

Подводя итоги круглого, стола Хуан Сеньор заявил, что обозначенные тенденции в развитии рынка прессы надо взять на вооружение всем членам Дистрипресс и активно внедрять инновации в издательское и дистрибуторское дело. 

На пленарном заседании конгресса Дистрипресс с докладом о продаже прессы на транспортных узлах выступил руководитель департамента по развитию WHSmith Питер Ньюболд.

Он отметил, что торговые точки WHSmith работают в 23-х странах мира, согласно планам развития, в 2017 году будет функционировать 197 магазинов. По мнению докладчика, торговые точки сети представляют из себя магазины, в которых удобно совершать покупки товаров импульсного спроса, к которым и относится периодика. В прошлом году в ассортимент была включена новая категория – детские товары. «Мы хотим стать лидирующей сетью по продаже товаров импульсного спроса. Вспомните своих детей, они в буквальном смысле заставляют вас совершать импульсные покупки, будь то игрушечный экскаватор или фигурка героя мультфильма. Поэтому в торговых точках WHSmith мы включили в ассортимент детские игрушки. Интересно, что помимо роста продаж данной категории увеличились продажи детских журналов», – отметил докладчик. По мнению Питера Ньюболда, успех WHSmith базируется на правильном ассортименте, месторасположении и качестве. Для создания уникального торгового предложения необходимо тщательным образом прорабатывать каждую мелочь. «У англичан есть такая пословица: Retail is detail (успех розничных продаж – внимание к деталям). Мы проводим большое количество исследований в наших торговых точках, анализ которых позволяет нам постоянно оптимизировать не только торговое оборудование, но и дизайн и ассортимент, в конечном итоге это выливается в рост продаж и выручки», – отметил руководитель департамента WHSmith. Докладчик поддержал тезис Хуана Сеньора о том, что пресса должна перестать быть для потребителя  дешевыми семечками, а стать дорогостоящей черной икрой. Для достижения этой цели необходимо прежде всего радикально изменить качество периодической печати, сделать ее адекватной требованиям времени и изменяющемуся спросу потребителя. Главное внимание нужно уделять работе с потребителем, а бизнес издателей превращать в продажецентричный. В заключение он выразил уверенность в том, что печатную прессу ожидает хорошее будущее, количество наименований сократится, издательский «мусор» уйдет с рынка, цены на печать вырастут, и рынок получит новый импульс в развитии. 

Оськин А.В встретился с ведущим круглого стола Хуаном Сеньором и обсудил с ним перспективы развития экспортно-импортных операций на рынке печатных СМИ. Генеральный директор Петренко А.Н встретился с Михаэлем Мюллером, стороны обсудили обсудили вопросы оптимизации поставок печатной продукции в почтовые отделения связи. Генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс» Федотов А.В. встретился с Джоном Лафранье и обсудил развитие продаж печатной периодики в павильонах прессы и минимаркетах.

Делегация АРПП посетила торговую точку WHSmith, расположенную в здании Всемирного торгового центра Дубая. Представители АРПП ознакомились с ассортиментом и новыми подходами к распространению товаров импульсного спроса. 

В минимаркете WHSmith ассортимент периодики составляет не более 100 наименований, причем, в отличие от США и Европы, большая часть журналов выложена неполным фейсингом. Журналы со стопроцентной видимостью обложки располагаются на специальной стойке, их количество не превышает 20 наименований. Количество бумажных книг в магазине превышает 300 SKU, они выложены в полный фейсинг. Как объяснил старший менеджер торговой точки, в ассортименте содержатся только бестселлеры, если книга продается менее 2-х экземпляров в месяц, она больше не поставляется в магазин. Более 70% ассортимента составляют товары импульсного спроса, такие как снэки, шоколадные батончики, детские игрушки, батарейки, наушники, переходники, прохладительные напитки, сувениры и так далее.

Конгресс Дистрипресс продолжает свою работу.

Пресс служба АРПП