Дистрипресс 61: Издателям не стоит копать себе яму, им есть что противопоставить цифровой революции

На 61-м конгрессе Дистрипресс с обстоятельным докладом «Тенденции международного рынка печатных СМИ» выступил генеральный директор Wessenden Marketing (Англия) Джим Билтон.

В докладе были представлены результаты международного исследования рынка печатных СМИ, которое подготовило консалтинговое агентство Wessenden Marketing по запросу Дистрипресс. Исследование проводится ежегодно на протяжении трех лет, в нем нашли отражение последние тенденции в сфере дистрибуции прессы и издательского дела. 

В докладе Джим Билтон выделил основные ключевые факторы успеха бумажных СМИ в цифровую эпоху. К ним он отнес: качество редакционного контента, широкую представленность издания в сети дистрибуции, ценовую стратегию и продвижение издательского продукта в розничных точках.

По итогам 2015 года снижение мировых розничных продаж в сегменте журналов замедлилось и составило -3,9%, продажи газет сократили темпы роста и составили 3,8%. Большой вклад в положительную статистику традиционно внесли две азиатские страны – Китай и Индия, продажи ежедневной прессы в которых в отличие от Европы и США растут. Говоря о тематике, Джим Билтон отметил, что в прошлом году положительные продажи отмечались в сегментах узкоспециализированных изданий, к которым он отнес буказины и спецвыпуски, также росли продажи журналов о развлечениях. Продажи изданий общего спроса, напротив, показали отрицательную динамику. Наихудшими оказались такие сегменты, как мужские издания и журналы для подростков. 

Докладчик отметил основные тренды международного рынка розничных продаж: 

•Сокращение общего количества торговых точек прессы

•Уменьшение торговых площадей, отведенных под прессу в торговых точках

•Вытеснение периодики другими товарными категориями 

•Рост доли супермаркетов в сегменте розничных продаж 

•Рост доли продаж в минимаркетах 

•Сокращение количества специализированных точек продаж прессы

•Увеличение числа нетрадиционных точек распространения печатной периодики 

•Сокращение периодичности изданий

В целом тиражи газет продолжают расти в мире, но за счет стран азиатского региона. На рынке зарождаются новые тренды, в будущем журналы и газеты станут дороже, качество дизайна, бумаги и типографской краски возрастет. Особое внимание будет уделено актуальности контента, сегодня пользователь испытывает острую нехватку времени, поэтому у него нет возможности читать журнал объемом 70 и более страниц. Рынок журналов станет более фрагментарным, он будет представлен большим количеством специализированных изданий выходящих малым тиражом. 

Изменение периодичности – еще одна важная тенденция, в США и Европе ряд ежедневных газет планируют перейти на еженедельную основу. Крупные игроки рынка ежедневной и еженедельной прессы планируют и вовсе отказаться от газетного формата в пользу журнального. Журналы стараются быть более похожими на книги.

Говоря об инновациях, генеральный директор Wessenden Marketing привел результаты опроса мировых издателей и дистрибьюторов. 11% процентов респондентов отметили, что в их компаниях недавно начались преобразования, 42% сказали, что преобразования идут полным ходом, 6% – что изменения организации близки к завершению и 41% заявили, что их компания находится в состоянии постоянного преобразования и оптимизации. «Как вы видите, 41% компаний на нашем рынке пребывает в процессе постоянных изменений. Мне жаль, что этот показатель такой низкий, инновации приводят к необходимости изменений. Таким образом, мы видим, что почти половина игроков рынка меняется под новые вызовы времени. Это естественный процесс, такой же, как и смена времен года, мы постоянно адаптируемся то к зиме, то к лету. Издательское и дистрибьюторское сообщество должны следовать естественным законам, в противном случае они повторят судьбу динозавров. Как вы знаете они не сумели адаптироваться к новым условиям и полностью вымерли», – сказал Джим Билтон.

Генеральный директор Wessenden Marketing дал несколько советов издателям и дистрибьюорам, основываясь на анализе исследования: 

•Печатные СМИ остаются основой издательского бизнеса. В структуре доходов лучших издательских домов на долю цифровых СМИ приходится не более 10%. Он предостерег издателей, сказав, что если те будут инвестировать только в цифровые технологии, забыв о бумажных, они собственноручно уничтожат бизнес. «Не стоит копать себе яму, нам есть что противопоставить цифровой революции», - заметил Джим Билтон.

•Как показывает статистика, пресса до сих пор популярна среди всех возрастных категорий. Во время спада на рынке издатели должны поддерживать рынок с помощью различного рода промо-акций в ритейле, а не отсиживаться в стороне. Издатели и дистрибьюторы должны сообща проводить подобные акции, направленные на стимулирование покупок не только прессы, но и способствовать росту трафика в торговых точках.   

•В сложных условиях необходимо уделять особое внимание развитию специализированных каналов дистрибуции. Закрытие киосков не компенсируется увеличением продаж в других каналах дистрибуции.

•Издатель не должен уменьшать цену на свою продукцию, поскольку это приводит к снижению силы бренда и скатыванию в категорию дешевых товаров – «семечек». 

Периодика показывает рост в сегменте дистрибуции через супермаркеты и минимаркеты, в то же время продажи в независимых торговых точках продолжают сокращаться.   

«Таким образом, мы видим, что сегодня, несмотря на сложное положение рынка печатных СМИ, издатели и дистрибьюторы полны оптимизма и с уверенностью смотрят в будущее», – отметил генеральный директор Wessenden Marketing.

Завершая выступление, Джим Билтон поблагодарил организации, предоставившие информацию по тенденциям развития медиарынка для исследования. Он выразил благодарность Ассоциации распространителей печатной продукции за подробную статистику рынка бумажных СМИ России за прошедший год.

В этот же день делегация АРПП встретилась с Джимом Билтоном. Стороны обменялись информацией о положении дел на рынках печатных СМИ России и США. Особый интерес у российской стороны вызвала информация о тенденциях развития рынка буказинов США и Канады. В отличие от розничных продаж периодики, реализация буказинов растет. Основными издателями этой продукции являются Time Inc., Taunton Press, Comics Media, Meredith и другие. В издании отсутствует реклама, тираж выпуска составляет 50 - 100 тыс. копий, срок реализации 2-3 месяца, розничная цена 10 - 15 долларов. Рынок буказинов условно можно разделить на два сегмента. К первому относятся издания, приуроченные к историческим событиям (смерть певца Принца, выход нового эпизода «Звездных войн» и т.д.), ко второму сегменту относятся издания, не связанные с юбилейными датами (домашние животные знаменитостей, сборник рецептов и др.).

Оськин А.В. пригласил Джима Билтона посетить Россию с деловым визитом, приглашение было принято.

Пресс служба АРПП

Выступление Джима Билтона