На заседании присутствовала М.В. Алекян, заведующая кафедрой журналистики Русско-Армянского университета (РАУ).
С докладом о состоянии рынка распространения прессы в неспециализированных точках продаж в России и за рубежом выступила директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина. Она отметила, что во многих странах мира распространители и издатели позиционируют печатные СМИ в ритейле как сильную товарную категорию, поскольку она имеёт высокие показатели чистой прибыли, гарантированную маржу и высокую оборачиваемость. В Германии, к примеру, на ритейл приходится половина точек прессы, в США – 90%, в Канаде – 91%. В России же его доля составляет 28%.
Т.В. Цыбина сообщила, что количество объектов с печатными СМИ в неспециализированных точках продаж растёт во многих странах мира. К примеру, в США их 63% от общего числа объектов по распространению печатных СМИ, а в Великобритании – 41%. Основным объектом прессы в сегменте FMСG в России является супермаркет, но его доля ежегодно сокращается, причем за последние два года она уменьшилась на 14%.
Докладчик отметила, что данный формат дистрибуции газет и журналов является ведущим не только в России, но США и Германии, где его доля составляет 26% от общего количества торговых точек в ритейле. В других странах доля супермаркетов 20% и ниже.
Т.В. Цыбина выделила основные негативные тенденции на рынке зарубежного ритейла: снижение покупательской активности и радикальная оптимизация ассортиментной политики, вследствие чего рынок розничных продаж периодики в сетях FMCG США и Канады сократился на 43%. В сложившихся условиях зарубежные издатели и распространители все чаще используют новые подходы к дистрибуции прессы, как то: проведение совместных маркетинговых акций, снижение затрат, использование нового торгового оборудования, оптимизация сотрудничества.
С интересом было встречено видеоинтервью управляющего партнёра компании Management Development Group Inc. Д. В. Потапенко, который поделился оценками состояния малого бизнеса в московском регионе, обратил внимание на тенденции на российском рынке розничных продаж прессы.
Малый бизнес в Москве, подчеркнул Д.В. Потапенко, находится на грани разорения (до недавнего времени в регионе было 31 000 предприятий, а на данный момент их осталось порядка 3 000 – 3 500). Будущего нет и у московского ритейла. Основными проблемами малого бизнеса и, в частности, дистрибуции печатных СМИ в киосках прессы в России, являются, по убеждению Д.В. Потапенко, административные барьеры в виде сдерживания предпринимательской инициативы, а также инертность самих издателей и распространителей, их нежелание корректировать свой бизнес в соотвествии с существующими реалиями.
Д.В. Потапенко отметил, что печатная продукция, как новостной и пропагандистский сегмент, теряет свою актуальность, поэтому издателям нельзя зацикливаться на производстве одного продукта, его необходимо менять. Распространителям Д.В. Потапенко предложил развивать бизнес в русле традиционной розницы, в ассортименте которой печатная продукция была бы представлена лишь отчасти.
С докладом об особенностях дистрибуции печатных СМИ в России выступила директор по продажам ООО «Медиа Дистрибьюшен» О.Г. Лугарёва. Она сообщила, что по сравнению с 2014 годом объём рынка розничных продаж периодической печати в 2015 году в денежном выражении сократился на 2,3%, суммарный тираж периодики, реализованный в розницу, - на 15%, выручка от подписки - на 6%, а подписной тираж - на 16%.
Основными причинами негативных явлений на рынке производства и дистрибуции прессы О.Г. Лугарёва назвала экономический кризис в стране, рост цен на бумагу и другие полиграфические материалы, а также снижение покупательской способности населения. По мнению докладчика, снижение бонусной нагрузки, сокращение отсрочки платежа до уровня фактической оборачиваемости, ротация ассортимента – ключевые факторы, обеспечивающие стабильность дистрибуторских компаний.
Эксперт медиаотрасли Г.М. Торосянц, посвятивший своё выступление анализу состояния зарубежных рынков прессы, пришёл к выводу, что в мировом масштабе количество точек по распространению газет и журналов, равно как и ассортимент, в расчёте на 1 торговый объект сокращаются.
По итогам этого года рост международного рекламного рынка составит 4%, что необходимо учитывать, исходя из влияния рекламы на все процессы в индустрии печатных СМИ. Вместе с тем, принимая во внимание точку зрения главного редактора газеты «Московский комсомолец» П.Н. Гусева, российскому рынку периодической печати нужны более эффективные механизмы поддержки бумажных СМИ, нежели простое увеличение максимального объёма рекламы в прессе.
Среди возможностей рынка печатных СМИ Г.М. Торосянц выделил расширение ассортимента за счёт нишевых журналов и буказинов, выкладку прессы в нетрадиционных торговых точках (зоомагазинах, отелях), проведение совместных промоакций издателями и распространителями.
Издательское и дистрибьюторское сообщества, подчеркнул Г.М. Торосянц, должны следовать естественным законам экономики, в противном случае они повторят судьбу динозавров, которые, как известно, не сумели адаптироваться к новым условиям и полностью вымерли.
Тему зарубежной индустрии печатных СМИ продолжил в своём докладе заместитель директора департамента PR ООО «Консалт-Центр», пресс-секретарь АРПП К.П. Акопян, который рассказал о специфике издания и распространения прессы в странах Северной Америки. Он сообщил, что, несмотря на рост популярности цифровых СМИ и снижение покупательской активности, бумажные издания в североамериканском регионе смогли приспособиться и развиваться в существующих реалиях.
К.П. Акопян дал характеристику таким особенностям медийного рынка США как высокая корреляция между скидкой на подписку и розничными продажами, существующая в стране система ретро-бонусов, которые выплачиваются ритейлеру из расчёта 5-10% от объёма продаж. Он также отнёс к особенностям использование нового торгового оборудования в прикассовой зоне, к которому относятся стойки с напольным указанием категорий товаров, а также светодиодной подсветкой журнальной продукции.
Выступающий обратил особое внимание на рост популярности в североамериканских странах книг для раскрашивания, которые ориентированы на взрослую аудиторию, имеющих более разнообразный и сложный сюжет, нежели их детские аналоги.
По словам К.П. Акопяна, в настоящее время на рынке США существует 8600 глянцевых журналов различной тематики, но только 20% из них генерируют более 80% всех розничных продаж, что говорит о необходимости запуска новых издательских проектов для улучшения экономики рынка.
В заключение своего доклада К.П. Акопян рассказал о новом сервисе Instagram Stories, который позволяет познакомиться с работой редакции и наладить коммуникацию с читательской аудиторией.
На пленарном заседании состоялась презентация ООО «Интерлинк Медиа», в ходе которой С.В. Алексеенко, учредитель издательства, рассказал собравшимся о новом проекте компании - «Мир сказки» - журнале, в котором помимо произведений для детей содержатся развивающие игры и конкурсные задания для юных читателей и их родителей, включающие такие рубрики, как «Скатерть-самобранка» и «Самоделкин». Особое внимание С.В. Алексеенко уделил оформлению журнала: он производится с использованием удобного шрифта и ярких, авторских иллюстраций.
О положительном опыте расширения ассортиментной политики издательского дома посредством запуска коллекционных изданий сообщила руководитель отдела розничных продаж ИД «Комсомольская правда» А.В. Тарасенкова. Она представила развёрнутую картину пользующихся повышенным спросом у читателей проектов. Их привлекательность объясняется тем, что в проекте «Великие музеи мира», содержится большое количество визуального материала. В серии «Великие исполнители» известные народные артисты читают интересные короткие произведения, как классиков, так и современной прозы и поэзии. Уникальный проект «Великое советское кино» повествует о том времени, когда рождался фильм, с неожиданными историями о его создании, судьбами актеров и режиссеров. В «Истории России в романах» все книги выстроены в чёткой хронологической последовательности, а большинство произведений не знакомы читателю, поскольку не прошли цензуру советской власти, и многие другие.
В заключение своего выступления А.В. Тарасенкова сообщила, что коллекционные проекты издательского дома представлены более 1 000 наименований, а выпуск 1 или 2 проектов за полугодие позволяет компании держать оборот и сохранять читательскую аудиторию.
О состоянии и проблемах розничного распространения прессы в сибирском регионе на примере своей компании рассказал С.Д. Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП.
К специфике работы предприятия докладчик отнёс повышение возвратов изданий вследствие расширения ассортимента поставляемых в торговые точки газет и журналов, а также рост затрат на логистику. Среди факторов, подрывающих дистрибуцию, С.Д. Гаврилов выделил потерю интереса к чтению, рост затрат на создание печатной продукции и на его распространение, повышение цен на прессу на фоне снижения доходов населения, конкуренцию среди издателей.
Выступающий сообщил, что за последние два года рост расходов предприятия на доставку печатной прессы составил 50% и оказался особенно ощутим в районах Сибири и Дальнего Востока. С.Д. Гаврилов рассказал о программе «Единая цена», предполагающей перевозку продукции за счёт издателя, единую, согласованную с ним оптовую и розничную цену, а также отметил положительную динамику работы проекта по сравнению с 2012 годом.
В дискуссии по проблематике пленарного дня заседания также приняли участие директор по дистрибуции ООО «Де Агостини» С.А. Майоров, генеральный директор ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Н. Петренко, директор по стратегическому развитию ООО «Юнилайн» М.Ю. Плаксин, генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» В.В. Холодняк.
Президент АРПП Д.В. Мартынов вручил М.Ю. Плаксину сертификат о членстве издательства «Юнилайн» в Ассоциации.
После заседания состоялся дискуссионный форум на тему: «Розничные продажи прессы в кризис. Параметры сотрудничества издателей и распространителей».
Конференция АРПП продолжает свою работу.
Фотоотчет по прошедшему мероприятию можно посмотреть здесь.
Пресс-служба АРПП