Начал свое выступление Д.В. Мартынов с глобальных тенденций на мировом рынке медиа и развлечений. Развитие медиаотрасли в разных странах идет неоднородно, что обусловлено такими факторами, как демография, структура потребления. Но в целом общемировой объем выручки от журналов и газет в ближайшей перспективе продолжит сокращаться. Согласно прогнозу компании PwC Corporate, к концу 2020 года падение объемов продаж книг прекратится, ожидается рост выручки на 9%. Глобальный книгоиздательский бизнес будет стабильно развиваться, при этом темпы роста в сегменте издания учебных пособий будут немного выше, чем в сегменте издания потребительской литературы.
Общемировой объем газетного сегмента (реклама и доход от продаж), по данным той же компании, продолжит сокращаться. К 2020 году он сократится еще на 8% в денежном выражении и составит 121 млн. долларов США. На рынке при этом сохранится доминирование печатных изданий, однако выручка от их продажи будет неуклонно падать. А цифровые СМИ, находящиеся пока на стадии развития, будут не способны в ближайшей перспективе вернуть показатели объема газетного рынка на докризисный уровень.
Общий объем выручки журналов, включая доходы от рекламы и продаж печатных и электронных версий, приблизится к отметке 83 млн.долларов США. Прогнозируется сокращение общемирового объема сегментов журнала в денежном выражении на 1%.
Характеризуя российский рынок, Д.В.Мартынов привел данные отчета «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ» компании PwC. Согласно отчета, в 2016 году большинство сегментов российской медиаиндустрии продемонстрировали отрицательную динамику относительно 2015 года. В перспективе до 2020 года, согласно прогнозу, сегменты газет и журналов будут демонстрировать отрицательные среднегодовые темпы роста. Данный факт обусловлен высокой конкуренцией между печатными и интернет-изданиями и свидетельствует о том, что потребление новостного контента плавно переходит в интернет-среду. Компания PwC Россия оценила российский рынок газет 2015 года(реклама+доход от распространения) в 538 млн. долл, сегмент журналов – в 705 млн. долларов.
Затем Д.В.Мартынов привел несколько слов о рекламном рынке. В 2016-2017 гг. прогнозируется небольшой рост мирового рекламного рынка от 5% до 7%, если учитывать все медиа. Важно, что значительная часть прироста будет происходить за счет контекстной рекламы. В журнальном сегменте прогнозируется рост общемировой рекламной выручки на 1,1%. Рост экономики развивающихся стран будет способствовать увеличению доходов от потребительских журналов. В число таких стран входят Индия, где среднегодовой темп роста выручки от продажи журналов достигнет 4,1%, Индонезия – 3,4%, Перу – 6,3%. В развитых странах эти показатели будут снижаться. В газетном сегменте прогнозируется падение рекламных доходов на 8,2%.
А вот рекламный российский рынок сильно зависит от экономики, поэтому темпы его развития напрямую связаны с ее ростом. Россия потеряла место в ТОП-10 крупнейших рекламных рынков, в который входила до кризиса. По мнению аналитиков ZenithOptimedia, наша страна до 2018 года точно в топ не вернется. ТВ, цифровые медиа и интернет – это те сегменты рекламного рынка, которые восстановятся быстрее. Это связано с тем, что стоимость контента в этих сферах ниже по сравнению с другими СМИ, и эти каналы могут показать рост. Пресса – это канал, который будет находиться в наиболее сложной ситуации.
Д.В. Мартынов в докладе привел данные компании ZenithOptimedia, согласно которых единственным медиасегментом в 2016 году, который продемонстрирует положительную динамику в этом году, будет интернет-реклама – плюс 10% к показателям 2015 года. Инвестиции в телерекламу, радиорекламу и наружную рекламу останутся на уровне 2015 года, эксперты не видят предпосылок к росту традиционных медиа. Расходы на рекламу в прессе и на прочих носителях сократятся на 6-10%. Темпы сокращения рекламы в прессе в 2017 году составят около 4-5%.
Рассказывая о медийном рынке, докладчик осветил тему интернета. Интернет – это, безусловно, тренд. И задача медиа – идти туда, где есть потребитель. Удивительно, но факт, сказал Д.Мартынов, но в интернете люди ищут тот же самый контент, тех же самых ТВ-каналов, люди посещают те же самые сайты газетных изданий, что и офлайн, поэтому говорить о том, что люди отказались от традиционных медиа и ушли в интернет, не совсем верно. Во многом это те же самые медиа, но уже в цифровой среде. В результате это вызывает перераспределение медийных инвестиций из традиционных СМИ в интернет. При этом все понимают, что основным источником дохода электронных СМИ в России сегодня (да и в мире в целом) является рекламная деятельность. Только 20% интернет-изданий предлагают платную подписку на все материалы или платный доступ к некоторым материалам.
В настоящее время в России зарегистрировано около 9,5 тыс. электронных СМИ. 58% - это периодические электронные издания, 34% - это сетевые издания без периодичности, 8% - блоги.
Далее докладчик показал эволюцию парадигмы издательского сообщества на примере исследовательских материалов Distripress. Так, десять лет назад, издатели негативно относились к интернет-технологиям, в особенности к социальным сетям. Высказывались мнения, что главный враг бумажной прессы – интернет. Шесть лет назад, с появлением iPad, в январе 2010 года началась всеобщая паника, издатели один за другими инвестировали значительные суммы в развитие цифрового направления, забывая о развитии бумажного. В этот же период отмечается отказ от бумажной версии в пользу цифровой. Ярким примером можно назвать журнал Newsweek, который анонсировал отказ от бумажной версии в пользу цифровой в начале 2013 года. Два года назад начался период, когда издатели осознали, что бумажный журнал может и должен использовать цифровые технологии себе на пользу. Издатели, отказавшиеся от бумаги, в конечном итоге либо разорились, либо вернулись в печать. Журнал Newsweek начал издавать бумажную версию 7 марта 2014 года. Поэтому сегодня успешные журналы на западе активно используют цифровые технологии для популяризации печатной версии.
Комментируя некоторые итоги последнего Конгресса «Дистрипресс», состоявшегося в октябре с.г., президент АРПП сказал, что, по мнению зарубежных коллег, будущее медиаотрасли заключается в создании дифференцированной бизнес-модели. Старая издательская модель, предполагающая получение доходов от рекламы и распространения, себя изжила. Ей на смену должна прийти дифференцированная модель, предполагающая множество мелких источников выручки. Издатель должен монетизировать всё, чем занимается.
Д.В. Мартынов также рассмотрел тенденции развития мирового рынка розничных продаж прессы, структуру и динамику изменения реализации прессы в рознице, ритейле и по подписке. Он отметил, что темпы сокращения тиражей печатных СМИ стали сокращаться, но все равно остаются достаточно высокими и находятся на уровне 6-15% в год в зависимости от страны. Больше всего от продаж тиражей потерял рынок США, проданные тиражи печатных СМИ сократились на 11% (но в прошлом году было больше ,15%). Французский рынок потерял 8% тиражей печатный СМИ, рынок Великобритании – 8%, рынок Германии – всего 6%.
Российский рынок также сокращается в тиражах, в 2013-2014 гг. темпы сокращения составляли 9-11%, в 2015 году из-за кризисных явлений в экономике и снижения доходов населения тиражи печатных СМИ уменьшились на 15%, в 2016 году ожидается падения темпов их сокращения – до 10-14%.
Продолжая тему, Д.В.Мартынов рассказал о новом тренде уходящего года – рост цен на печатную прессу. Зарубежные эксперты медиаотрасли считают, что такая стратегия позволяет повысить авторитет изданий в глазах потребителей, а также увеличить маржинальность медиабизнеса. Максимальный рост цен на печатную прессу зафиксирован на рынках развивающих стран мира – в Бразилии, в странах Южной Африки. Более сдержано цены поднимали европейские издатели. Российские цены на печатную прессу за два года выросли почти на 1/3 (на 27%), что связано с девальвацией национальной валюты.
Дальнейшее выступление Д.Мартынова было посвящено трендах на мировом рынке розничных продаж прессы. В 2016 году на мировом рынке печатных СМИ превалировали те же тенденции, что и в прошлом году. Негативное влияние их на рынок ежегодно усиливается. Были названы следующие тенденции:
Общее сокращение количества торговых точек прессы.
Уменьшение торговых площадей под прессу в ритейле
Вытеснение периодики другими товарными категориями
Сокращение ассортимента прессы.
Российский рынок распространения печатных СМИ, по мнению докладчика, развивается в рамках мировых трендов. Сокращается количество специализированных киосков и павильонов прессы как по экономическим причинам, так и по административным. Доля сетей FMCG в структуре продаж прессы растет. За четыре года сегмент вырос в рублевом выражении на 19%. До 42% издатели получают от продаж своей продукции через сети FMCG. При этом негативный «натиск сетей» на категорию прессу российский рынок стал ощущать все более конкретно. Российским дистрибьюторам пришлось столкнуться с мораторием на все изменения, с сокращением количества SKU, с размещением оборудования с прессой в местах с низкой проходимостью, с внесением печатной продукции в разряд «не перспективных».
В заключение своего выступления Д.Мартынов остановился на комплексе инициатив, которые необходимы для российского рынка печатных СМИ, на новых решениях, которых медиаотрасль ждет от новой Госдумы, на выполнении существующих Постановлений и Приказом по отрасли.
Доклад Д.В.Мартынова вызвал оживленную дискуссию на конференции и в ее кулуарах.
Конференция продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП