Резолюция XXXI медиаконференции АРПП по осуществлению антикризисных мер в целях спасения рынка подписки в России

Участники XXXI медиаконференции АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ России 2016: преодоление кризиса, сохранение и развитие медиабизнеса» выражают озабоченность нынешним состоянием института подписки на печатную прессу.

Кризис института подписки развивается, начиная с 2014 года. После отмены государственного субсидирования доставки подписки в 2014 году, Почта была вынуждена поднять цены на обработку и доставку подписных тиражей, что, естественно, вызвало значительное сокращение подписки. Дополнительным фактором падения рынка подписки стал экономический кризис и снижение спроса у населения. Если в 2015 году падение подписных тиражей составило немного более 20%, то в 1 п\г 2016 г. уменьшение подписных тиражей составляло 5,4%, а по итогам 2 п\г 2016 г. — 5,2%. Темпы падения рынка подписки снижаются, однако, изменить тенденции рынка подписки не удается.

На подписную кампанию на первое полугодие 2017 года «Почта России» отменила специальный тариф для городских и районных изданий (по экспертной оценке всего в стране примерно 3500 районных газет), формировавшийся ранее на второе полугодие 2016 года из расчета 15%-ой скидки. Экспертный совет по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ каждое полугодие составляет список изданий, рекомендованных на скидку с почтового тарифа на прием и доставку подписки. На сегодняшний день этот список включает в себя примерно 2500 федеральных и региональных изданий, большинство из которых являются городскими и районными газетами и журналами, которые в настоящую подписную кампанию получают скидку в размере 30%, что больше, чем они получали ранее. 

В июле 2016 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 1071574-6 " О внесении изменений в ФЗ "О почтовой связи", относящий подписные издания к почтовым отправлениям, что приведет к монополизации рынка подписки ФГУП «Почта России» с существенным ростом для издателей стоимости участия в подписных кампаниях, что неизбежно отразится на росте подписных цен и может окончательно похоронить попытки участников отрасли реанимировать национальный институт подписки. 

Участники конференции выражают уверенность в том, что в целях сохранения и развития института подписки в России, соблюдения конституционных прав и гарантий граждан РФ, связанных с доступом к регулярной информации, необходима консолидация деятельности всего медийного сообщества при активном участии государства. Институт подписки является защищенной сферой во всех государствах мира, уважающих свой суверенитет. И поддерживается с помощью прямых субсидий и косвенных налоговых и иных льгот. 

В этом контексте участники конференции призывают депутатов Государственной Думы 7-го созыва активно включиться в работу по внесению поправок и дополнений в следующие законодательные акты.

1. «Закон о Почтовой связи».

1.1. изложить абзац 2 статьи 2 этого закона в следующей редакции:

«Почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств, доставка  периодических изданий по подписке, в соответствии с утвержденными тарифами».

2. «Закон о средствах массовой информации».

2.1. включить в закон пункт, гарантирующий государственную поддержку в организации участия в подписных кампаниях, предусматривающую предоставление льготных почтовых тарифов по приему и доставке подписки для всех социально значимых изданий, исключая эротические и рекламные.

3. Применить к подписке норму НДС в размере 10% (вместо 18%), в качестве компенсации для подписчиков существенного удорожания почтовых тарифов на доставку прессы и тарифов магистральной доставки;

4. Установить официальные сроки доставки печатной продукции подписчикам через ФГУП «Почта России»;

5. Сократить до 2 недель сроки рассмотрения претензий подписчиков в УФПС;

6. Ввести государственное регулирование почтовых тарифов на прием и доставку подписки, с запретом повышать тарифы выше официального процента инфляции на рынке услуг;

7. Осуществить внедрение новых проектов в институте подписки с использованием  digital-инструментов;

8. Обратиться в Россотрудничество с просьбой о поддержке российских периодических печатных изданий за рубежом и выделении бюджетных средств ФГУП «Почта России» в целях сокращения тарифов на международную пересылку газет и журналов;

9. В целях создания условий для стабилизации института подписки и поддержки и развития печатных СМИ на фоне повышения почтовых тарифов на доставку прессы и тарифов магистральной доставки обнулить НДС на реализацию и размещение рекламы в печатных СМИ на 5 лет;

10. Добиваться выполнения единой согласованной политики издателей, распространителей и отраслевых общественных организаций для проведения маркетинговых акций, направленных на повышение тиражей на рынке подписки;

11. Обратиться в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ с предложением создать прозрачную систему тарифообразования в области доставки подписки.

октябрь 2016 г.