Андрей Авдонин: Если мы объединим наши усилия, региональная пресса сможет не выживать, как сейчас, а динамично развиваться

На слушаниях в Общественной палате РФ 13 ноября с.г., на которых обсуждались проблемы региональных печатных СМИ, с докладом выступил А.В.Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ». 

 Добрый день, коллеги! 

Я бы хотел начать с нескольких цифр. Все мы знаем, что чем старше аудитория, тем меньше она пользуется интернетом и тем больше читает газеты и смотрит телевизор. Также хорошо известно, что чем старше избиратели, тем они более активно ходят на выборы. Недавно Союз Пенсионеров России провёл опрос совместно с Пенсионным фондом Среди вопросов был и такой: «Пойдёте ли вы на выборы Президента?».  И 92 процента сказали что пойдут! Также понимая, что по мере удаления от крупных городов проникновение интернета в повседневную жизнь уменьшается, не сложно, обобщив все это, прийти к выводу, что региональные печатные СМИ играют важную общественно-политическую роль. 

Кстати, там где губернаторы это хорошо понимают и поддерживают прессу, в том числе и систему распространения (газету ведь надо не только написать но и продать, иначе она и не нужна), ситуация с выборами лучше. Об этом свидетельствует сопоставление двух рейтингов. Первый – рейтинг руководителей субъектов Российской Федерации по отношению к печатным СМИ в свете выполнения приказа Минкомсвязи РФ от 31 июля 2013 года N197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации», составила Ассоциация распространителей печатной продукции Второй – рейтинг регионов по количеству голосов, отданных за правящую партию. И выяснилась интересная тенденция. В тех регионах, где местные власти активно помогают прессе, на выборы приходит больше народу и голосов за «Единую Россию» отдано больше. Замечу – Москва в этих рейтингах находится глубоко в середине. Если нам удастся довести эти мысли до всех руководителей регионов, то местной прессе дышать будет легче. 

Я думаю, о статистике хватит – перейдём к конкретным делам. Мы понимаем, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и поэтому НАИ принимает активное участие в проектах по консолидации региональных СМИ и, как это не кажется парадоксальным, помощником здесь выступает интернет. Союз журналистов России, Национальная ассоциация издателей и Национальный информационно-аналитический институт создали видеосеть региональных печатных СМИ «Клуб развития» (портал tv-pressa.ru), а также проект создания агрегатора региональных СМИ «Пресслайф» (портал presslife.ru). Особенностью этих проектов является то, что каждая газета, открывая доступ к собственному сайту, пользуется совокупной аудиторией всех сайтов-партнеров. 

Зачем нужны такие проекты региональным изданиям? Во-первых, технологические причины. Газеты регионов России, несмотря на все кризисы, смогли сохранить всё лучшее, что было в отечественной журналистике. Однако для того, чтобы развиваться, им необходимо совершенствоваться и организационно, и технологически. Широкое развитие мультимедиа – актуальная тенденция развития журналистики. В то же время, использовать эти форматы довольно затратно и технически трудно. Позволить это могут лишь наиболее крупные федеральные и региональные печатные издания. Проект создания видеосети (tv-pressa.ru) дает возможность газетам любого уровня решить эту проблему. 

Создание «Клуба развития» – инициатива, направленная на консолидацию журналистского сообщества страны, где существующие возможности газет вполне достаточны для эффективной организации межрегиональной работы в мультимедиа форматах. Во-вторых, финансовые причины. Газеты-партнеры вправе размещать на портале «Клуба развития» собственные материалы. Это могут быть проблемные интервью, выступления представителей региональной власти, промышленников, круглые столы, телемосты. Региональные материалы, представляющие общественный интерес, включаются в сетевую ротацию и ссылки на них размещаются на всех сайтах региональных партнеров. Таким образом, видеоматериал, сделанный в регионе, может получить общефедеральное звучание. Такие возможности существенно увеличивают привлекательность газет  как рекламных носителей не только местного, но и межрегионального уровня. Это резко повышает охват аудитории и даёт возможность получить дополнительные рекламные заработки. 

В рамках «Клуба развития» и в содружестве с еженедельником «Мир новостей» начала работу «Коллегия главных редакторов». Главные редакторы региональных СМИ  – это главные эксперты всего происходящего на местах. Выслушивая их мнения, можно создать довольно яркую картину тех или иных процессов, происходящих в стране. Виртуальные заседания позволяют находить, обозначать и обсуждать самые актуальные и острые темы сегодняшней жизни. Механизм работы коллегии прост: находится злободневная тема, формулируются вопросы и главреды дают своё виденье и пути решения этой проблемы как в региональном, так и в общероссийском масштабе. Все ответы группируются на сайтах «Клуба Развития» и «Мира Новостей», а также делается печатная версия на страницах еженедельника «Мир Новостей», которая обобщает наиболее яркие мнения. При этом все газеты, участвующие в проекте, могут публиковать печатный вариант с экспертным мнением своего главного редактора. 

Ещё один проект в рамках «Клуба развития» направлен на творческий рост региональной журналистики. Все мы знаем, как трудно пробиться региональным «золотым перьям» на всероссийский уровень. Чтобы облегчить эту задачу Клуб совместно с сетевой газетой «Новый Вторник» ( выходит вкладкой в нескольких десятках региональных газет) и еженедельником «Мир Новостей» создал рубрику «Голос России», на полях которой публикуются наиболее интересные материалы региональной прессы участников «Клуба Развития». Это даёт возможность талантливому автору даже небольшого регионального издания заявить о себе на всю страну. 

Все эти проекты стартовали недавно и находятся в активном поиске оптимальных форматов. Но это уже реальные шаги по укреплению региональной прессы. И если мы все вместе: общественные организации, госструктуры, отвечающие за поддержку СМИ, и, конечно же, редакционные коллективы объединим свои усилия, то региональная пресса будет не только бороться за выживание, как это сейчас часто происходит, а динамично развиваться.