На фоне интенсивного сокращения специализированных объектов продаж печатной прессы в России и ощутимого роста подписных цен на издания, становится очевидной тенденция к изменению структуры распространения прессы. Киоски и павильоны исчезают с привычных ежедневных маршрутов граждан и вместе с ними исчезают тиражи печатных изданий и интерес к чтению.
В новых меняющихся реалиях нам необходимо, и мы обязаны это сделать, дать возможность нашим гражданам приобретать прессу в местах повышенного трафика. В местах ежедневного, еженедельного их посещения, коими являются сети торгового продовольственного ритейла различных форматов – от гипермаркетов до дискаунтеров и магазинов у дома.
После закрытия традиционной торговой точки в каком-либо районе часть реализуемых тиражей прессы естественным образом перемещается в ближайшие супермаркеты, но если супермаркеты не торгуют прессой, тиражи изданий просто пропадают, хотя могли бы быть востребованными читателями.
Важность и значимость присутствия продаж прессы в ритейле возрастает. В условиях активного развития сетей ритейла и сокращения количества НТО, торгующих прессой, мы видим следующую статистику структуры продаж прессы на примере Калининградской области : 2015 год – через киоски продаётся 58% газет и журналов, через сети ритейла – 32%. 2017 год – несмотря на закрытие двух торговых сетей в регионе, через продовольственный ритейл продаётся уже 40% печатной прессы, через киоски – 49%. Остальной объём продаж проходит через мелкие розничные не сетевые продовольственные магазины у дома и заправочные станции.
Но вместе с тем сетевой ритейл в последнее время стал всё активнее проводить политику вывода прессу из своих продаж, уменьшать площади и объёмы газетных полок и журнальных стендов, убирать популярные издания из зон повышенного трафика в торговых залах, требовать сокращения количества СКЮ популярных изданий, оставляя только те, которые могут дать наивысшую маржу. Или вовсе отказывать издателям в приёме их изданий на реализацию. Участились случаи возврата изданий, у которых ещё не закончился срок реализации.
Один из аргументов представителей ритейла: печатная пресса – не значимый продукт, к которому к тому же пропадает интерес, и население уже давно все новости и информацию получает в интернете. И наша основная задача – это обеспечение продовольственной безопасности, а не торговля продуктами (газетами и журналами) падающего рынка.
С ними можно было бы согласиться, если бы речь шла о китайском ширпотребе выходящем из моды. Но печатная пресса, как в России, так и в любой другой стране мира, – из другой, более значимой категории.
Печатная пресса – уникальный, социально значимый продукт, не менее важный, чем хлеб, молоко, или гречка, обеспечивающий информационную безопасность нашего государства. В большей степени, конечно, это относится к общественно-политическим, информационным изданиям федерального, регионального и местного уровней, изданиям, освещающим темы и вопросы истории, культуры, политики, здоровья, спорта, образования, развития кругозора и интеллекта граждан, детские издания, специализированные издания на темы сад-огород, ремонт-строительство-дизайн. Создание и распространение этих категорий изданий и есть основа обеспечения информационной безопасности государства и его населения. Добавьте ещё к этому решение проблемы защиты русского языка, а в регионах – национальных языков, развитие культуры чтения и культуры речи.
Безусловно, издатели и дистрибьюторы должны заинтересовывать ритейл в продажах прессы через предоставление качественной прессы с качественным контентом, пользующимся спросом у читателей, предлагать и проводить совместные маркетинговые акции, приносящие пользу обеим сторонам.
Но вместе с тем, учитывая всё вышесказанное, в условиях изменения структуры рынков, внешнеполитических реалий, пришло время и необходимость на законодательном уровне обеспечить повсеместное присутствие печатной прессы во всех сетях и форматах ритейла страны. И не просто присутствие прессы в торговом зале магазинов, а закрепление за прессой права размещения в зонах кассовых терминалов, на которые приходится, по нашей статистике, до 70% объёмов продаж прессы в сетях. Прочие популярные и нишевые, в т.ч. глянцевые, издания должны быть представлены в широком ассортименте на вместительных журнальных стендах в зонах видимости торговых залов по маршрутам активного движения покупателей.
Для каждого формата ритейла должна быть разработана своя схема присутствия прессы с точки зрения количества и видов наименований изданий в зависимости от размера торговых площадей, количества прикассовых комплексов и в целом проходимости торговой точки. Более того, мы уже разработали, имеем и можем предложить для создания законопроекта такие параметры.
Законодательное обеспечение присутствия прессы в ритейле и её защита очень важны, дабы исключить соблазн ритейлеров в погоне исключительно за коммерческой выгодой цинично вымести прессу из продаж, будь то с политическим умыслом или по простой недальновидности и неосознания её значимости.
Законодательно закрепив прессу в ритейле, издатели, государство и общество смогут решить комплекс проблем, существующих в отрасли на сегодняшний день, сохранение, удержание и обеспечение роста тиражей популярных и новых печатных изданий. Современная практика в Германии и Великобритании уже говорит об этом. Динамика падения продаж прессы после активизации работы с ритейлом меняется на динамику положительного роста тиражей изданий. Пусть пока небольшого, от 3 до 5%, но тенденция уже меняется. Государство укрепит основы информационной безопасности, основы демократии и политической стабильности в обществе. Общество получит поддержку и развитие гражданской и политической активности, защиту культуры и исторической памяти, культуры чтения и языка.
В заключение выскажу мнение, которое возможно могут расценить как радикальное, но тем не менее. Ритейл, получая разрешение на строительство своих коммерческих объектов на земле Российского государства, обязан принимать участие в обеспечении информационной безопасности и защите истории и культуры этого государства через активные продажи национальной прессы в своих сетях.