Программа поддержки розничного распространения периодической печати
Печатные СМИ являются одним из основных гарантов информационной безопасности страны, неотъемлемой частью демократического прогресса, культурного и национального самоопределения, а свобода распространения печати является необходимой и неотъемлемой частью свободы прессы.
Печатные СМИ оказывают сегодня большее, чем когда бы то ни было, влияние на формирование культуры, сознания и поведения людей. С помощью печатных средств массовой информации формируется представление граждан об общественных процессах, происходит приобщение населения к общественно-политическим ценностям, нормам и образцам поведения. Сегодня печатные СМИ являются мощным инструментом влияния на институты власти, а последние достижения в области информационных технологий и интеграции печатных и электронных СМИ делают их важным структурным элементом информационной стратегии и безопасности государства.
Система распространения печатной продукции является важным национальным ресурсом в развитии культуры и образования, позволяет обеспечить свободу слова, формирование единого информационного пространства. Благодаря системе распространения периодической печати реализуется конституционное право граждан на получение, передачу и распространение информации.
Розничный канал распространения периодической печати составляет 65,5% в общем объёме реализуемого тиража, т.е. является основным каналом дистрибуции газетно-журнальной продукции. Но этот канал неуклонно сужается, его возможности ограничиваются из-за закрытия киосков по продаже газет и журналов по всей стране.
В 2016 году Правительство РФ признало, что розничное распространение печатной продукции – это не только бизнес, а еще и социально ориентированная деятельность: Постановлением Правительства РФ № 291 от 9 апреля 2016 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 г. № 885) «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» были утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами, торгующими газетами и журналами. В данном документе впервые в истории отечественного рынка прессы был закреплен базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. Как показал проведённый АРПП мониторинг в 2016 году, в целом по стране требованиям Постановления №291 отвечают лишь 40% территорий субъектов РФ. Однако для нормализации ситуации в отрасли необходимо не только выполнение установленных нормативов, но и их превышение. Другой нормативный документ, направленный на поддержку розничного распространения прессы в России, - приказ Минкомсвязи от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации», в соответствии с мониторингом, проводимым АРПП, зачастую игнорируется и не выполняется в полной мере ни одним субъектом РФ.
В этой ситуации чрезвычайно важно, особенно в преддверии президентских выборов 2018 года, безотлагательно принять эффективные меры по оздоровлению ситуации на рынке розничного распространения прессы в интересах сохранения в стране единого информационного пространства и в целях укрепления информационной безопасности нашей страны. В связи с этим представляется целесообразным осуществить следующие меры по поддержке розничного распространения периодической печати.
1.Продолжить консолидированную работу издателей, распространителей, общественных организаций отрасли по внесению поправок в законодательство РФ по регулированию поддержки медиаотрасли в целях обеспечения безусловного выполнения нормативных документов и рекомендаций федеральных органов власти в части развития системы распространения печатной продукции в стране.
2.Обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с просьбой внести соответствующие поправки в закон «О СМИ» и придать статус социально значимых услуг деятельности по производству, выпуску и распространению печатных СМИ.
3.Продолжить деятельность НП «АРПП» по подготовке мониторинга выполнения Постановления Правительства РФ № 291 от 9 апреля 2016 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 г. № 885) «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» в субъектах РФ, а также рейтингов субъектов РФ по количеству киосков прессы на душу населения и по отношению руководителей субъектов РФ к системе розничного распространения прессы. Рекомендовать НП «АРПП» при организации мониторинга и составлении рейтинга учитывать данные по обеспеченности объектами, торгующими прессой в регионах РФ, поступающими от местных предприятий-дистрибуторов прессы.
4.Рекомендовать региональным дистрибуторам направлять информацию по обеспеченности субъектов киосками и павильонами прессы ежегодно до 1 октября.
5.Добиваться прекращения в регионах РФ практики ликвидации киосковых сетей прессы. Оказывать содействие выполнению Постановлений Правительства РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов», содержащих обязательные минимальные требования к обеспеченности населения объектами по продаже периодики.
6.Усилить работу по расширению системы распространения газетно-журнальной продукции согласно положениям приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».
7.В целях укрепления экономики киосков прессы добиваться расширения ассортимента продаваемых в киосках формата «Печать» товаров и услуг при условии, что их будет не менее 50% от оборота, за счёт табачных изделий, снэковой продукции в фабричной упаковке, горячих безалкогольных напитков, безрецептурных медицинских средств и другой продукции, входящей в категорию «импульсной покупки».
8.Активно содействовать продвижению прессы в сетях магазинов самообслуживания. Добиваться внесения в ФЗ от 28 декабря 2009 года № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» поправок с целью снижения бонусной нагрузки со стороны ритейла на издателей и дистрибуторов и сроков оплаты за реализованную печатную продукцию до уровня скоропортящихся продуктов питания. Активно развивать сотрудничество издателей, дистрибуторов и ритейла в целях увеличения продаж печатной продукции и повышения рентабельности реализации газет, журналов и книг.
9.Активно развивать все формы реализации печатной продукции и, прежде всего, формат мультимедийных павильонов и мини-киосков прессы, обеспечивая внедрение современных цифровых технологий и новых форм информационных услуг для населения.
10.Поддерживать и развивать розничные продажи прессы в отделениях «Почты России», проведение совместных акций «Почты России», дистрибуторов и издателей, стимулирующих продажи газет и журналов в отделениях связи.
11.Особое внимание уделять развитию цифровой дистрибуции контента с использованием современных технологий и зарубежного опыта.
12.Обеспечить льготные условия продажи новых издательских проектов, а также изданий на национальных языках народов России во всей системе распространения прессы.
13.Активно взаимодействовать с Комитетом Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, Общественной палатой Российской Федерации, отраслевыми общественными организациями в части совершенствования законодательства РФ по вопросам поддержки развития киосковых сетей прессы и поддержки печатной продукции в сетях FMCG.
Участники конференции «Обеспечение шаговой доступности периодической печатной продукции для населения – положительный и отрицательный опыт субъектов Российской Федерации» выражают уверенность, что реализация данной программы позволит дать новый импульс развитию всей медиаиндустрии страны, поможет издателям, дистрибуторам и полиграфистам в укреплении и развитии их экономики.
ноябрь 2017 года