Я вышел на трибуну, чтобы сказать несколько слов о полиграфии и высказать поддержку вашей борьбе за сохранение бумажного носителя. Я буду краток.
В сфере медиапотребления полиграфия теряет свою актуальность, хотя развитие печатных СМИ обязано в значительной мере печатному станку, а точнее, печатной машине. И это исторический факт, который подтверждает единство наших с вами интересов и весь ход обсуждаемых проблем здесь и сейчас.
Но в тоже время, полиграфическое производство успешно развивается и усиливает свое значение в промышленной сфере экономики страны. Без использования полиграфических процессов уже практически не обходится ни одна отрасль народного хозяйства.
Технический потенциал отечественной полиграфии находится на общемировом уровне. Цифровые технологии, автоматизированное оборудование и современные материалы определяют конкурентоспособность большинства типографий. Сегодня, и это я хочу это подчеркнуть, для современной отечественной полиграфии уже нет ничего невозможного.
Если вернуться непосредственно к теме конференции, то ничего нового я не скажу. Сегодня в области печатных СМИ развитие бизнес-процессов в полиграфии определяется складывающейся конъюнктурой на рынке полиграфических работ и их зависимостью от мотивации в издательской и распространительских структурах, развития процессов замещения печатной продукции средствами электронной коммуникации в издательском сегменте рынка, а также от покупательной способности населения. Другими словами, от развития глубокого системного кризиса, который переживает сегодня эта область традиционного печатного дела.
Как следствие, типографии этой специализации переживают сложную ситуацию: избыток производственных мощностей и возрастающую конкуренцию, маржинальность бизнеса постоянно падает, процесс модернизации производства практически остановился, усиливается монополизация производства периодики крупными предприятиями. В результате увеличивается количество типографий, уходящих с рынка в результате низкой эффективности производства и неконкурентоспособности. В условиях жесткой конкуренции выживают только более продвинутые предприятия.
Что характеризует сегодня современную отечественную полиграфию, впрочем, как и мировую? Это масштабное увеличение и развитие цифровых малых и микро-типографий. Данное направление получило название «бутиковая полиграфия», и ее развитие связано с постоянным увеличением спроса на самую различную малотиражную и персонифицированную печатную продукцию, главным образом, в сферах книгоиздания, корпоративного (В2В) и потребительского (В2С) спроса. А в последнее время оно получает применение в области производства упаковки и этикеточной продукции (возможно, уже недалеко то время, когда и газеты уйдут в эту сферу - «печать по требованию» в системе Он-лайн, и проблемы распространения, о которых говорилось здесь и сейчас, уйдут в прошлое).
А в заключение хочу сказать, собственно, почему я присутствую здесь. Причина в том, что нас объединяет сегодня: в полиграфии ценность грамотного маркетинга сейчас выше, чем новое технологическое обеспечение.