Печатные СМИ: проблемы, причины и предложения

Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан в настоящее время разрабатывается проект постановления для развития и поддержки печатных средств массовой информации. Но думаю, что наблюдаемая плачевная ситуация с периодикой в республике требует не просто одного постановления, а, возможно, разработки государственной программы по поддержке печатных СМИ, в противном случае им грозит вымирание.

Причина опасений очевидна - стремительное развитие в республике интернет-изданий, которые по мобильности подачи новостей и охвату потребителей информации в разы превосходят в этом плане газеты и журналы. Плюс ко всему себестоимость производства «информационного товара» намного дешевле, чем в периодических изданиях, которые тратят солидные суммы на создание контента, его печать и доставку до читателя. Поэтому, в первую очередь (и это логично), именно экономический фактор заметно прореживает ряды местных печатных СМИ.

Как известно, с конца августа ежегодно стартует подписная кампания на газеты и журналы, издаваемые в республике. Это нормальная практика выживания газет во всем мире. Например, в Канаде, Франции и США  основная часть тиражей – 85-88 процентов – реализуется именно по подписке. Однако у нас до недавнего времени эта практика имела искаженную форму, то есть носила добровольно-принудительный характер, справедливо вызывая праведный гнев работников бюджетной сферы, на чьи плечи ложился основной груз финансирования работы СМИ.  С прошлого года, по распоряжению правительства страны, данная практика, нарушавшая ряд законов республики, была запрещена. Результаты запрета сразу отразились на тиражах печатных изданий – они резко упали.

Пострадали как региональные СМИ, так и республиканские издания, как муниципальные газеты, так и коммерческие, которые «под шумок» часто появлялись в разнарядках, спускаемых свыше. Некоторые газеты, не набрав подписчиков, были закрыты, как например, газеты «Кашкадарья» и «Бухарский вестник» на русском языке. В Самаркандской области в числе «потерпевших» можно назвать газеты городского хокимията «Самарканд» и «Истикбол сари» (Кошрабадский район), чьи тиражи по сравнению с 2016 годом сократились в 4,2 раза, «Булунгур хаёти» и «Ургут садоси» - в три раза, «Гулобод тонги» и «Пайарик хаёти» - в два раза. В целом, совокупный тираж издаваемых в Самаркандской области муниципальных печатных СМИ в 2016 году с 103 146 сократился до 59 759 экземпляров.

Сокращение тиражей естественным образом повлияли на финансовые возможности редакций, уменьшив шансы на привлечение квалифицированных специалистов, а значит, потенциально воздействуя на качество создаваемого контента.

Помимо отмены принудительной подписки, на снижение тиражей и, в целом, работу редакций повлияла и недобросовестная деятельность частных агентств, занимающихся подпиской и доставкой газет.

По словам главного специалиста областного управления информации и массовых коммуникаций Шавката Ахатова, подпиской и доставкой периодики в Самарканде занимаются «Матбуот уюшмаси», почта и восемь частных агентств. В ходе изучения причин снижения тиражей выясняется, что на счета редакций не поступают деньги от агентств, осуществлявших подписку газет и журналов.

- К сожалению, до сих пор некоторые агентства не рассчитались с редакциями газет за прошлый год, а это влияет на полноценную деятельность редакций, - говорит Ш. Ахатов. – Еще одна проблема – несвоевременная доставка газет подписчикам, которые получают «свежие» новости порой с двухнедельным опозданием. Причина в том, что у большинства из упомянутых агентств на балансе числится только одна машина (это на 16 районов!), не хватает людей. Они находят выход из ситуации, перекладывая свою обязанность по доставке на плечи сотрудников почты, где тоже наблюдается нехватка кадров и транспортных средств. А ведь за доставку газет с подписчика взимается отдельная плата. Получается, что и почта, и агентства нарушают закон «О защите прав потребителей». Однако судебные иски против них бесполезны. Проверять деятельность частных агентств мы не можем, потому что они занимаются предпринимательской деятельностью, в которую никто не имеет право вмешиваться. Получается какой-то замкнутый круг.

Периодическая печатная продукция имеет сокращенный срок «годности». У газет это обычно один день. Ценность любой газеты заключается в содержащейся в ней информации, которая быстро теряет свою актуальность, особенно в век развития информационно-коммуникационных технологий, когда новости в сети распространяются мгновенно. Поэтому несвоевременная доставка газет, вызванная различными причинами, в конечном итоге делает подписку бессмысленной, а работу редакции напрасной. Ведь кому интересно читать новости недельной, а то и двухнедельной давности? 

Ситуацию с распространением периодических изданий могли бы спасти газетные киоски, но и здесь наблюдаются определенные трудности. На всю Самаркандскую область в настоящее время действует всего 45 киосков, принадлежащих ООО "Матбуот уюшмаси" - 28 и почте – 17. При населении в 3,7 миллиона один газетный киоск «обслуживает» 82 971 человека, тогда как в Евросоюзе по существующей там норме один киоск рассчитан на 1000 человек. И это в то время, когда информационное пространство переходит в цифровой формат.

Таким образом, давая оценку положению СМИ в регионе, их взаимоотношениям с органами государственной власти и управления, следует особо подчеркнуть, что решение проблемных вопросов печатных изданий зависит от комплексного подхода, который включал бы целый ряд аспектов. В настоящее время следует при разработке проекта постановления об оказании поддержки печатных средств массовой информации следует сделать акцент на следующее:

Во-первых, необходимо придать подписке на газеты и журналы, в особенности, общественно-политических изданий, статус социально значимой программы, а потому осуществлять ее поддержку за счет государственного финансирования из средств местных бюджетов, включая дотирование стоимости доставки газет до подписчика.

Во-вторых, на вновь созданное Агентство по защите прав потребителей на базе Антимонопольного комитета будет уместным возложить контроль над организациями, оказывающими услуги по подписке, доставке и распространение печатной продукции. Необходимо урегулировать процесс регистрации агентств, осуществляющих подписку и доставку печатных СМИ.

В-третьих, необходимо утвердить норму наличия киосков по реализации периодики на количество людей, исходя из европейских стандартов: один киоск на 1000-1500 жителей. При этом стоит разработать меры по налоговому стимулированию организаций, занимающихся установкой и содержанием газетных киосков.

В-четвертых, для популяризации чтения газет, вовлечения населения в осуществление общественного контроля, одним из активных участников которого являются средства массовой информации, на первом этапе следует организовать спецкурсы по подготовке общественных журналистов в вузах, а в старших классах школ ввести специальные занятия на воспитательных часах. Данное мероприятие соответствует и молодежной политике, которая сегодня проводится в республике, и будет способствовать повышению культуры чтения у молодой категории населения, а главное - отвечает критериям формирования гражданского общества.

Анастасия Павленко

Источник: Правда Востока

 

У вас недостаточно прав для комментирования