"В Латвии заботятся о читающем населении в 265 раз больше, чем в России"

Вице-президент российского Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Александр Оськин в своей колонке на "Эхо Москвы" вспоминает о латвийском опыте субсидирования доставки прессы в регионы.

 

"Премьер-министр РФ Д. А. Медведев в своей большой пресс-конференции для 20 телеканалов признал, что в отношении применения допинга в спорте мы грешны. Это очевидный факт. Вопрос только о масштабе нарушения и персональной ответственности чиновников, виновных в распространении данного злодеяния. Совершенно очевидно, что мы начали каяться в части использования запрещенных средств в спорте, но делаем это робко и непоследовательно.

Но еще более опасная ситуация сложилась у нас в области разрушения печатных СМИ и, конкретно, в системе подписки на газеты и журналы. Именно в этой сфере наши власти выглядят еретиками. Поясню почему.

В наше время, когда бумажная пресса становится все более дорогим и крайне полезным информационным товаром, главной составляющей в ее стоимости становится доставка от печатного станка к потребителю. И чем больше страна, по территории которой доставляют прессу потребителю домой или на работу, тем выше стоимость этого товара. Именно поэтому практически все европейские страны, США и Канада финансируют из госбюджета доставку прессы населению, что позволяет сохранять цены на прессу очень низкими и доступными даже для малообеспеченных граждан.

В России эту систему поломали пять лет назад, и субсидии на подписку были ликвидированы, как было сказано Минфином, в силу отсутствия средств. Что удивительно, т. к. в нашем профицитном бюджете средства есть практически на всё. В большинстве властных структур это решение поддержали, кроме Роспечати. Михаил Сеславинский выступил против данного решения, но к его мнению никто не прислушался. В России подписка умирает со скоростью 8-10% в полугодие, т. к. подписные цены увеличились в 2-3 раза и превысили розничную цену. «Почта России» успешно акционировалась, перед ней поставлена задача зарабатывать и не нести убытки. Напомню, что, когда в России вводились дотации на подписку, формулировка была простой – на покрытие убытков «Почты России» при доставке прессы населению. Более 10 лет назад власти это понимали. В наше время понимание утрачено.

В маленькой Латвии ежегодно выделяется 3 млн евро на доставку подписных изданий сельскому населению. Территория этой страны в 265 раз меньше территории России. Но забота о читающем населении здесь, видимо, в 265 раз больше.

Мне понравился доклад WAN-IFRA (международной ассоциации новостных изданий) на эту тему, из которого приведу два примера. Первый: «Колумбийские газеты, как правило, освобождаются от НДС и применяют ставку в 0%, которая распространяется на розничные продажи и продажи подписки. В соответствии с Налоговым кодексом Колумбии, все печатные газеты и периодические издания, даже если содержат рекламу, а также подписка на цифровые издания газет, журналов и книг, освобождаются от уплаты НДС и могут претендовать на возмещение НДС раз в два месяца». И второй пример: «Финансовая поддержка национального агентства Agence France-Presse (AFP) – 132,48 млн евро. Подразделяется на две части: пособие за услуги AFP, предоставляемые французской администрации (подписка), – 21,66 млн евро и компенсация за выполнение миссии служения общественным интересам – 110,82 млн евро».

Подписка на прессу – это стратегический инструмент в информационной, культурной и просветительской работе с населением, печатные СМИ – это серьезная альтернатива фейковой информации, которая как вирус распространяется по электронным каналам.

Возникает вопрос: почему российские власти выбиваются из общей цивилизованной нормы по поддержке подписки на прессу? Почему у нас в стране в части поддержки подписки проявляется еретизм? Думаю, потому же, почему применялся допинг в спорте, т.е. от ущербности и деградации чиновничьего аппарата. Не всего, конечно, а, в данном случае, причастного к спорту или к прессе. Спортсменам допинг навязывали, и они покорно молчали. Надо надеяться, что печатные СМИ пойдут другим путем и смогут убедить власти вернуться к цивилизационному пути и облегчить доступ населения к печатному слову.

Президент РФ Путин В. В. В октябре этого года в своем поручении поддержал развитие киосков прессы. Хочется верить, что в наступающем 2020 году будет поддержан и институт подписки на прессу".

Источник: Baltijas Balss

У вас недостаточно прав для комментирования