Две судьбы газетного киоска.

Когда-то газетные киоски были одними из основных мест, где можно было купить свежую прессу. Времена изменились. Интерес к чтению бумажных версий СМИ падает, многие предпочитают узнавать новости из интернета.

Следовательно, количество покупателей в киосках тоже снижается. Однако «Белсоюзпечать» моментально отреагировала на новые тенденции и расширила ассортимент товаров. Так, сначала в киосках появились средства для ухода и бытовая химия, а теперь – чего здесь только не купишь!

Спрос-то есть! 

Газетный киоск по улице Тухачевского открывается первым в этом микрорайоне – в 6.30. Он расположен в людном месте, возле магазина и остановки, поэтому возле него сразу появляются покупатели.

– Это те, кто едет первым автобусом на работу, – рассказывает продавец Вера Поварго. – Что берут? Традиционно талоны, сигареты, кофе и что-нибудь вкусное к кофе: шоколадку, вафельку, печенье. Женщины могут купить колготы или средства для гигиены. 

Вера Поварго в киоске по улице Тухачевского работает три с половиной года, до этого полтора года трудилась в других киосках: возле городской поликлиники №2, магазина «Ласточка», пивзавода, автовокзала. Девушка говорит, что месторасположение и наличие рядом «коллег» сильно влияют на выручку. 

– На вокзале, например, покупатели разные, как я говорю, приходящие-уходящие, – рассуждает Вера. – Микрорайон Тухачевского – самый спешащий на моей памяти. Здесь все надо делать быстро. Тем не менее в киоске много постоянных покупателей. Такой покупатель подходит, и я уже заранее знаю, что ему дать. Он и сам протягивает деньги со словами: «Мне мою газетку». Да, не удивляйтесь: спрос на периодику хотя и упал, но остался. По-прежнему востребованы газеты с программой, различного рода журналы, кроссворды, детские раскраски и другие издания. Когда закрыли киоск возле почты по улице Рыбиновского, люди пошли за газетами к нам. Количество экземпляров некоторых газет даже пришлось увеличить – например, вашей, «Лiдскай» (улыбается). 

Кроме газет, в киоске можно купить вещи практически на все случаи жизни. Очень удобно, особенно когда спешишь или нет желания заходить в магазин. Несмотря на то что я пришла за час до закрытия киоска – после 19.00, – не было ни минуты, чтобы киоск пустовал. Одна женщина купила лезвие «Спутник», молодой человек – наушники и USB-кабель, несколько мужчин спросили батарейки для телевизора, а бабушка – хну для волос. Одна супружеская пара долго выбирала настенный календарь.

– Может, с крысой взять? Следующий же год – ее, – рассуждала женщина.

– Ты же котят любишь – бери с ними, они и глазу приятнее, – советовал супруге мужчина. 

Еще несколько человек попросили показать чистящие средства, школьники долго присматривались к сувенирной продукции и канцелярским товарам, еще одна женщина заинтересовалась подушками и одеялом. Оказывается, у них здесь и качество хорошее, и цена очень даже приемлемая.

– В нашем киоске хорошо берут все, – воспользовавшись свободной минутой в отсутствие покупателей, прокомментировала Вера Поварго. – Ассортимент меняется в зависимости от праздников. Например, осенью было много лампадок. Сейчас подвезли новогодние украшения. Перед началом учебного года буквально сметают всю канцелярию. Накануне новогодних и рождественских праздников часто берут детские игрушки – в подарок под елку. Цены на многие товары у нас меньше, чем в магазинах.  

Газетный киоск по улице Тухачевского – один из самых рентабельных в нашем городе среди «коллег». Он не только выполняет, но и перевыполняет план по выручке. А все потому, что дефицита в посетителях он не испытывает. В зависимости от сезона и дня недели здесь обслуживают в день от 300 до 500 человек.

Плачь, киоск...

Однако, несмотря на положительные примеры, проблем в этой сфере хватает. В Лидском межрайонном отделении «Белсоюзпечать» за текущий год закрыли 11 газетных киосков. При этом непосредственно в Лиде закрыли 7 киосков: по улицам Рыбиновского, Космонавтов, Горького, Фабричной, 8 Марта, Труханова, Заречной. Под сокращение попал также киоск в Березовке. 

Жителя города над Неманом Олега Боярчика данный факт очень расстроил. Ведь киоск по улице Корзюка, 8 был единственным в Березовке. «Где теперь мне купить свежую прессу? На почте? Так там постоянное столпотворение! И мне стоять полчаса-час в очереди ради одной-двух газет?!» – возмущался Олег Михайлович, разговаривая по телефону с журналистом «Лiдскай газеты». С тем же вопросом – о причине закрытия газетного киоска – в редакцию обратился и житель улицы Космонавтов в Лиде Казимир Стрелюк. 

«Столько лет возле бывшего магазина «Космос» (теперь «Копеечка») был киоск, а теперь нет – закрыли. Куда власти смотрят?!» – сетовал Казимир Юзефович. К слову, были и другие обращения по поводу закрытия киоска в данном месте.  

Быть или не быть, зависит от покупателя 

– Решение о сокращении газетного киоска нам дается очень нелегко, – комментирует начальник Лидского межрайонного отделения «Белсоюзпечать» Виталий Примаков. – Прежде чем закрыть киоски «Белсоюзпечати», в обязательном порядке изучаются покупательский спрос и рентабельность этих торговых точек. Последняя складывается не только из продажи товаров, но и из затрат на траспортные расходы, аренду земли, оплаты тепловой и электроэнергии, зарплаты работников и других показателей. Мониторинг проводится на протяжении года, а то и двух. Чтобы исправить ситуацию и повысить покупательский интерес, вводим разные группы товаров, постоянно меняем или дополняем ассортимент. Иногда прибегаем к такой мере, как перевод киоска на одно- или двухсменный график работы. Если все попытки оказываются безрезультатными и киоск несет убытки, мы вынуждены его закрыть.   

Получается, что работа газетного киоска напрямую зависит от покупателей, от их заинтересованности, причем не на словах, а на деле. Другими словами, предложение будет тогда, когда будет спрос. Безусловно, можно долго рассуждать, спорить, приводить свои доводы, но, увы, таков закон рынка. 

По словам Виталия Примакова, на снижение покупательского спроса, а следовательно, и на рентабельность газетных киосков влияют также рост числа объектов крупных торговых сетей, увеличение количества «табакерок».

Каково будущее?

Сегодня в Лиде осталось 18 газетных киосков. В рамках развития сети предприятия «Белсоюзпечать» на 2020-2025 годы в городе планируется открыть новые объекты, а также заменить существующие киоски многофункциональными павильонами. Первый такой павильон появится уже в следующем году по улице Советской, возле отдела содействия занятости. «Из Минска придет новая группа, более современная. Планируется, что в нашем городе появится также первый смарт-павильон «Белсоюзпечати». Мы стараемся сделать все для удобства и комфорта посетителей. И, повторюсь, больше самих покупателей заинтересованы в том, чтобы киоски не закрывались, а продолжали работать», – сказал Виталий Примаков.

Виктория Позняк

Источник: Лiдская газета

У вас недостаточно прав для комментирования