Подготовка высококвалифицированных кадров, запрос на которые растет, требует постоянного обучения, научной работы, а это в свою очередь стимулирует издательское дело. Тому же способствует социалистический уклад, который заинтересован — как модно выражаться в России — в повышении качества человеческого капитала. Государство поддерживает медиахолдинги и издательские корпорации, а нередко и напрямую содержит их.
Поэтому, несмотря на законы рынка, в Китае работают гигантские издательские концерны. К примеру, Объединенная Шанхайская медиагруппа издает свыше 20 газет и журналов. А совокупный тираж ее изданий в день составляет свыше 3,7 млн копий в день. С такой работой может справиться только солидный штат, который превышает 8 тыс. сотрудников. Этот немалый коллектив располагается в принадлежащем корпорации 40-этажном небоскребе. Правда, сокращение популярности бумажных изданий сказалось и на Шанхайской группе, которая активно перестраивает свой бизнес, предлагая потребителям инновационные новостные и иные продукты через интернет. Что восполнить выбывающие доходы и профинансировать издательские проекты, занимается биржевой торговлей и сдает часть площадей в аренду.
Другая региональная компания — Чжэцзянская объединенная издательская группа — мало чем уступает Шанхайской. Она ежегодно издает более 10 тыс. наименований книг и брошюр, а ее доход превышает 17 млрд юаней (170 млрд рублей). Компания располагает 628 магазинами и киосками общей площадью свыше 400 тыс. квадратных метров. Штат сотрудников — 8,8 тыс. человек.
И все же Китай не остается в стороне от общемировой тенденции: читающая публика переходит от бумаги в интернет. В этом смысле переломным в Китае был 2008 года, после которого стали закрываться газеты, журналы, издательства. Если в 2008 году в Пекине было 2400 газетных киосков, то сейчас менее 1 тыс. Большинство газетных киосков в Китае принадлежит «Почте Китая», которая в 2008 году располагала 50 тыс. киосков и магазинов. Сейчас их число сократилось на 20 тыс.
Но это не означает, что читать стали меньше. Просто бумажную информацию частично заменяют так называемые новые медиа, интернет платформы, отличающиеся высокой скоростью предоставления и обработки информации. Один из самых ярких примеров трансформации традиционного СМИ — переход в интернет одной из газет Шанхайской медиагруппы — «Восточной утренней почты». Таким образом была создана одна из популярных новостных интернет площадок «Новости Пэнпай», которую ежедневно посещают свыше 150 млн читателей, каждый из которых проводит там в среднем по 15 минут. О том, что интересует пользователей, можно понять из таких популярных рубрик, как «Китайская политика» и «Интеллектуалы».
Переходу в интернет традиционных СМИ и их поиску новых форм общения с читателем способствует то, что в Китае самая большая в мире интернет-аудитория. По состоянию на декабрь 2018 года в Китае по официальной статистике насчитывалось 829 млн. пользователей интернета, из них 817 млн использовали мобильный интернет. В КНР действуют самые большие в мире по охвату пользователей социальные сети и сервисы, которые без которых невозможно представить жизнь китайцев, будь то покупки, оплата услуг, общение и многое другое, включая, конечно же, и новости, и обсуждение событий.
Соответственно в Китае и самая обширная блогосфера, которая в КНР называется «Мы медиа». Например, на аккаунт под названием «Мысли логично» в крупнейшей соцсети КНР WeChat, который ведет известный журналист Ло Чжэньюй, подписано 8,6 млн человек. По оценкам экспертов, блог, который читают ежедневно 100 тыс. человек, самоокупается за счет премий хостингов и рекламы. Аккаунт, на который подписано более миллиона человек, приносит владельцам прибыль.
И в этой сфере от конкуренции не избавлены и так называемые традиционные СМИ, ищущие новые пути к читателям, и команды самодеятельных блогеров. И эта конкуренция на пользу читателям: новости и полезную информацию до них доносят быстрее и качественнее. При этом государство, используя законодательство регулирует эту отрасль, в том числе жестко борясь с фейковыми новостями и так называемым «вульгарным» контентом. В первом полугодии прошлого года Администрация киберпространства Китая заблокировала свыше 100 тыс. аккаунтов с ненадлежащим наполнением. За «жареным» в Китае гоняются в основном самодеятельные «журналисты» и терпят неудачи. В смысле качества профессиональная журналистика и издатели пока еще выигрывают и в интернет-простанстве.
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Источник: Свободная Пресса