Сотни миллионов людей по всему миру не только начинают, но и проводят свой день вместе с гаджетами в руках. Социальные сети, видеохостинги, онлайн-игры и, конечно, новостные агрегаторы стали четырьмя углами цифровой тюрьмы, в которую заточены все без исключения пользователи сети.
Один из главных надзирателей этой тюрьмы — калифорнийский техногигант Google — на днях заявил, что будет предоставлять своим заключенным более качественный и оригинальный контент.
Что планирует сделать Google?
В официальном блоге Google опубликовали материал под авторством вице-президента отдела Новостей Ричарда Джинграса, который сообщает, что их компания снова изменит поисковые алгоритмы. Менеджер Google News пишет, что теперь более популярными будут «оригинальные» сообщения, то есть материалы именно тех сайтов, которые публикуют новость впервые и являются первоисточником для остальных.
Как именно Google планирует оценивать степень «первоисточности» и «оригинальности» — пока неизвестно. Но, в корпорации заявили, что над этим будут работать более 10 тыс. «оценщиков», которые вручную должны отбирать более «авторитетные» материалы и выдавать их первыми в поисковых запросах. На основе действий этих оценщиков создадут алгоритмы, которые уже автоматически смогут распределять (ранжировать) разные материалы в поисковой выдаче.
«Как правило, сейчас мы показываем последнюю и наиболее полную версию материала в поисковой выдаче. Но, мы внесли изменения в наши продукты по всему миру, чтобы выделить статьи, которые мы считаем наиболее оригинальными. Такие статьи могут дольше оставаться на видном месте. Эта популярность будет играть на руку пользователям, которые смогут просматривать оригинальные сообщения, и потреблять более свежие статьи», — пишет Джинграс.
Это, вроде как, круто и Google в очередной раз выступает за все хорошее и против всего плохого: вторичные материалы и, соответственно, сайты, которые копипастят информацию у других будут ранжироваться ниже и опускаться в поисковых запросах на самое дно интернета. Ну, а «оригинальные», по мнению «оценщиков» Google, статьи будут всегда на видном месте для пользователей, якобы обеспечивая им постоянный доступ к качественной информации.
Правда, не все так однозначно в этом бескомпромиссном альтруизме от крупнейшей интернет-корпорации в мире.
Первый — не всегда лучший
В самом блоге Ричарда Джинграса указано, что «не существует абсолютного определения оригинального материала» и компания будет «развивать свои усилия для понимания жизненного цикла статьи».
Во-первых, будет крайне сложно определить оригинальность похожих материалов на разных сайтах, которые, к примеру, основаны на одном и том же первоисточнике вроде пресс-релиза какой-либо компании, только опубликованного научного исследования или публичных заявлениях политиков.
Во-вторых, максимальная оригинальность и публикация материала впервые в сети далеко не всегда означают высокое качество этой информации. Основой работы многих профильных сайтов являются аналитические материалы. В таких статьях часто ссылаются на несколько первоисточников и новостей, о которых уже сообщали другие, чтобы предоставить своей аудитории более полную картину и более глубокое понимание того или иного события, процесса или ситуации.
Если Google действительно создаст алгоритмы для высокого ранжирования исключительно «breaking news» (с англ. — последние, сиюминутные новости), — компания может понизить рейтинги так называемых «холодных медиа», которые публикуют, возможно, не самую актуальную информацию, но предоставляют ее контекст и значение для аудитории.
Таким образом, корпорация может продвигать сенсационную информацию, но лишать пользователей смыслов, которые эта информация на самом деле несет.
Зачем это нужно Google?
Google, как Facebook и их многочисленные дочерние платформы, являются агрегаторами информации. Эти компании предоставляют сайтам своего рода билборд, на котором кто-угодно может опубликовать свои материалы. Конечно, за распределение материалов в разных местах этого билборда отвечают сами агрегаторы, в данном случае — Google и Facebook.
Очевидно, что агрегаторы заинтересованы в том, чтобы пользователи не переходили на сайт, который опубликовал у них свою статью, а читали информацию с разных источников и изданий единым потоком, как это происходит в ленте Facebook или Google News.
Так агрегаторы зарабатывают больше денег на рекламе, привлекают более широкую аудитории, и, естественно, будут делать все, чтобы на их «билборде» было представлено как можно больше изданий с самой «привлекательной» и «кликабельной» информацией для пользователей.
От этого могут пострадать сами сайты, которые производят контент, ведь на их страницы будут переходить реже и они продадут меньше рекламы. Тем временем монополисты-агрегаторы будут создавать максимально удобные для них алгоритмы ранжирования материалов и зарабатывать на чужом и абсолютно разношерстном контенте.
Что это означает для конечного пользователя?
Качественные западные медиа, вроде The New York Times, The Washington Post, The Economist, The Guardian и т. д., еще несколько лет назад предугадали появление ненасытных агрегаторов и нашли решение этой проблемы в cоздании пейволла (с англ. paywall — платный доступ).
Эта технология предусматривает платную подписку или покупку отдельных материалов на сайте. Пейволл отрезает часть пользователей, которые могли бы случайно наткнуться на бесплатный материал, к примеру, The Washington Post в Google, но зато формирует лояльную к определенному изданию аудиторию, которая готова платить за потребление качественной информации на одном конкретном сайте.
Вполне вероятно, что вскоре еще больше изданий захотят создавать пейволлы и ограничивать свою информацию от загребущих Google и Facebook. Если это действительно случится — среди интернет-аудитории произойдет раскол на тех, которые будут платить за подписку и потреблять то, что доступно ограниченному кругу людей, и тех, кто будет читать все, что им предложат агрегаторы.
Константин Ценцура
Источник: Новое Время