Он собрал журналистов, медиаменеджеров, блогеров, руководителей СМИ — от районных газет до ведущих федеральных электронных и печатных изданий. В работе форума принял участие председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
В ходе пленарной сессии участники мероприятия обсудили влияние СМИ на экономические и социальные процессы, происходящие на Дальнем Востоке и в Арктике.
«Мы декларируем полную открытость информационной политики республики. Сегодня мы видим Дальний Восток и Арктику местом позитивных и динамичных преобразований, местом силы, где невозможное становится возможным», — обратился к участникам форума глава Якутии Айсен Николаев.
В ходе дискуссии он отметил серьезную роль СМИ в информировании жителей России и мира о событиях, происходящих на Дальнем Востоке и в Арктике.
В качестве примера он привел национальный праздник Ысыах Туймаады, который благодаря грамотному информационному продвижению из локального события превратился в одно из наиболее популярных направлений событийного туризма.
О важности информационного продвижения проектов, которые реализуются в арктических и дальневосточных регионах, сказал и вице-председатель Арктического экономического совета Теро Ваурасте.
По его словам, те проекты, которые реализуются в Арктике, не очень известны за рубежом и нуждаются в более активном продвижении через международные СМИ.
Заместитель полпреда Президента РФ на Дальнем Востоке Григорий Куранов отметил, что иностранный инвестор, выбирая проект, в который готов вкладывать свои деньги, ориентируется в первую очередь на его экономический потенциал, но немаловажную роль играет и то, как представлен регион в общественном пространстве: «Поэтому журналистам при выборе тем для своих материалов нужно помнить о том, каким представится ваш регион со стороны, учитывая преобладание негативных материалов. О плохом писать легче, оно привлекает внимание большой аудитории, о хорошем писать сложнее, но это не значит, что не надо».
При этом позитивных информационных поводов на Дальнем Востоке достаточно много, от глобальных проектов до личных успехов и побед жителей. В условиях нынешней реальности медиаосвещение развития регионов, по мнению собравшихся, — одна из основ успеха.
По итогам первого дня форума Александр Малькевич несколько покритиковал организаторов: «По непонятным причинам сначала получилась очень консервативная история — на пленарном заседании почему-то не дали возможность участникам полемизировать со спикерами, задавать вопросы, хотя многие коллеги хотели этого и были к этому готовы. В общем, есть над чем работать в плане, так сказать, улучшения и “тюнинга”», — прокомментировал член ОП РФ.
При этом он положительно высказался о выступлении главы Якутии Айсена Николаева: «Это очень яркий, динамичный руководитель. С одной стороны, он относительно молодой по возрасту, но с другой — имеет огромный управленческий опыт».
Глава Комиссии ОП РФ по СМИ рассказал об идеях, которые появились в ходе мозгового штурма в первый день по вопросу PR-стратегии работы команды Николаева. Во-первых, считает общественник, поскольку лидер Якутии полон энергии, ему нужна соответствующая лидерская PR- и коммуникационная стратегия, «стратегия прорыва», чтобы те задачи, которые решает государственная информационная политика в регионе, соответствовали амбициям и настрою Николаева.
«Конечно, отдельный вопрос — это федеральное и международное продвижение региона; этим надо заниматься, потому что праздник Ысыах Туймаады — это как раз то, что становится брендом республики; сегодня это крупнейший национальный праздник России, который ежегодно собирает до 200 тысяч человек».
На полях форума также состоялась встреча Александра Малькевича с Айсеном Николаевым. Предметом обсуждения стали общественные начинания, в частности проект общественного движения «Лена — Нева», который объединил бы жителей Санкт-Петербурга и Якутска. «Важная деталь — глава Якутии родился в Ленинграде, как и я», — поделился Малькевич.
Во второй день медиафорума член ОП РФ принял участие в «Медиабаттле». Ключевой темой стал вопрос: кому больше верит читатель — блогерам или СМИ? Выяснилось, что в Якутии самый популярный источник получения информации — WhatsApp. При этом никто не задумывается о достоверности сообщений в многочисленных группах и чатах в нем.
«Люди потребляют информацию посредством популярного мессенджера, и информацию никто не верифицирует. Такого понятия, как “фактчекинг”, у жителей республики просто нет. Это, конечно, проблема. Мы много раз говорили о том, что все популярные новые медиа принадлежат не нам, и управлять ими мы не можем. В прошлом году Instagram, принадлежащий Facebook, без объяснения причин удалил аккаунт телеканала “Архыз 24”» из Карачаево-Черкессии. У него было 100 тысяч подписчиков. А буквально через пару дней также без объяснения причин был удален аккаунт “РГВК Дагестан”. Можно тратить силы, деньги, развивать свои СМИ на западных площадках, но нет гарантии, что в один момент вам не выключат рубильник», — рассказал общественник по итогам поездки.
Бурные споры вызвал вопрос о дисбалансе между требованиями регулятора к СМИ и блогерам. Законопослушные средства массовой информации подвергаются бесконечным проверкам со стороны контролирующих органов, в то время как активные пользователи соцсетей, администраторы пабликов, некоторые из которых по своему «тиражу» превышают многие СМИ с именем, не ограничены жесткими рамками закона.
Александр Малькевич также выступил с мастер-классом «Основы медиаповедения для публичных людей», в ходе которого привел примеры неудачных действий в социальных сетях. Разбор реальных кейсов вызвал живой отклик у аудитории.
Второй Дальневосточный медиафорум завершился в Якутске 2 июля. Его главная особенность — объединение информационной повестки Дальнего Востока и Арктики. Лейтмотивом всех дискуссий стала роль медиа в формировании образа этих двух территорий.
Источник: Общественная палата РФ