Но сначала зададимся вопросом: что же такое цифровизация, она же цифровая трансформация, она же диджитализация? Это я так, чтобы разногласий потом не было. Потому что собственно докладчица отметила:
– Тема моего выступления звучит так глобально, что даже страшно. Поэтому я буду говорить не столько о деятельности нашего учреждения, сколько об общих тенденциях.
Итак, цифровизация – это изменение формы бизнеса, причем любого, и газетного в том числе, в условиях виртуальной реальности на основе баз данных. Это новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты и так далее, и тому подобное. Короче говоря, наш новый удивительный мир. И как же себя ощущают в нем печатные СМИ?
Живые-неживые
Да ничего себе ощущают. Как и все последние годы, не живут, а выживают. Проблемы все мы, журналисты, и даже продвинутые читатели, в принципе, прекрасно знаем.
Проблема первая и основная. Падение тиражей печатных изданий, которое полным ходом идет в России в целом и в частности в Ставропольском крае. И дело не в том, что газеты не хотят читать, а в том, что не могут – газеты просто не доходят до своих читателей. В силу разных причин. Но об этом чуть позже. Пока же попробуем ответить на вопросы, как и почему падают тиражи печатных газет.
Постоянно падают и неуклонно. Алла Абастова отметила, что этот процесс затронул и районные газеты.
– За несколько лет, – сказала она, – суммарный тираж изданий «Периодики Ставрополья» снизился. Одновременно из-за кризисных явлений в экономике значительно уменьшился объем рекламы, и, как следствие, произошло снижение рекламных доходов и сокращение объема (количества страниц) изданий. Значимым фактором в этой ситуации также является цена на газетную бумагу. За последние три года рост цены на бумагу, которую закупает «Периодика Ставрополья», составил 16 процентов. По сравнению с 2014 годом рост 40 процентов. Примерно четверть бюджета любого издания составляют расходы на бумагу и полиграфию.
Многие сейчас говорят о том, продолжила руководитель «Периодики Ставрополья», что основной причиной падения тиражей изданий стала переориентация аудитории с печатных СМИ на интернет. Но читатель районной газеты – в подавляющей массе человек в летах и привык к спокойному чтению бумажного издания, которое можно отложить, а после снова вернуться. Районная газета и сегодня – один из основных информационных каналов в Ставропольском крае, через который граждане даже в отдаленных населенных пунктах имеют возможность получить информацию обо всем, в том числе и о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Но у газетчиков нет дистрибуции, то есть не организована доставка газет к читателю-подписчику. И этим тоже объясняется падение тиражей. Редакции газет производят товар, а доставкой занимается сторонняя организация, которая не заинтересована в его распространении, в увеличении продаж, напротив, всячески стремится сократить свои хлопоты по доставке периодики. А как же Почта России, спросит читатель. А она и есть та сторонняя организация. И она нам – газетчикам и читателям – не друг, и не подруга, и не враг, а так… Но это «так» сказывается в последние годы на судьбе печатных СМИ весьма плачевным образом.
Обдираловка-обираловка
– Основополагающим фактором, повлиявшим на тиражность, является рост почти в три раза тарифов на подписку Почты России с 2014 года. Именно тогда были отменены государственные субсидии на доставку подписных изданий. Повышение подписной цены вызывает недовольство подписчиков, многие из которых – пенсионеры и люди с низким уровнем доходов, – констатировала докладчик,
Чтобы читатели поняли, что их обдирают не журналисты, а почтовики, приведу только два примера. Например, подписная цена на районную газету «Наша жизнь» – 468 рублей, только 105 – это собственно редакционные расходы: оплата труда журналистов, коммунальных услуг, бумаги, полиграфии и так далее. Все остальное – 353 рубля – забирает почта. Подписная цена на районку «Степной маяк» – 412 рублей, почта за доставку забирает 292 рубля, газетчикам остается 120 рублей.
Мыслимо ли это, чтобы в цене товара затраты на производство составляли от 25 до 30 процентов, а доставка товара стоила бы 70 процентов? При этом сегодня редакции газет оплачивают затраты по перевозке и перегрузке печатной продукции. Получается, подписчик платит Почте России за доставку газеты от почтового отделения до дома, а редакция погашает транспортные расходы.
И в этих условиях, что бы ни предпринимали газетчики, их усилия идут прахом. Собственную службу доставки, альтернативную почтовикам, просчитывали? Просчитывали. В 2015-2016 годах, напомнил Станислав Чипига, возглавлявший тогда «Периодику Ставрополья», цена вопроса была около 136 миллионов рублей, плюс годовое обслуживание еще 30 миллионов. Денег тогда не нашли. Да и сейчас их нет. Как считают многие члены правления СЖС, время упущено, уже поздно этим заниматься.
Многие редакции зарегистрировались в подписном агентстве Почты России, что дало не только 5-процентную скидку на издания, но и возможности для онлайн-подписки. Все мы уже забыли о каком-то ранее существовавшем творческом соперничестве и пиарим друг друга на своих ресурсах – только бы о нас не забыли. В ряде редакций идет работа с альтернативными способами подписки и доставки газеты. Особенно актуальна сейчас корпоративная подписка, когда редакция самостоятельно доставляет газеты потребителю. Что-то меняется. Но этих перемен явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию в корне.
Пакетный заказ рекламы практикуем? Практикуем. Мы вам, заказчикам, все – и газету, и сайт, и соцсети – за одну цену.
Монополисту не до СМИ
Сколько бы мы ни поднимали вопросы увеличения тарифов, все прекрасно понимают, что Почта России – монополист, и мы не в силах повлиять на тарифную политику этого учреждения. Я вот как-то покупала в одном из почтовых отделений стиральный порошок. Стоил он, наверное, на какие-то копейки больше, чем в специализированном магазине, но разница в цене была некритична, а почта была по дороге. Почему же на доставку печатных СМИ такая накрутка? Не знаю. И никто не знает. Это предприятие в последнее время ведет абсолютно непредсказуемую политику в области ценообразования, а потому несложно догадаться, что тарифы и дальше будут расти.
Говорят, что почта сейчас торгует почти всем ассортиментом супермаркетов. А станет еще «краше». Во всяком случае, это следует из июньского интервью заместителя генерального директора Почты России по почтовому бизнесу и социальным услугам Ярослава Мандрона с броским и издевательским по отношению к печатным СМИ и их читателям названием «Почта остается с человеком».
О чем идет речь? В России не будут сокращать сеть сельских почтовых отделений. И это правильно. Более того, планируется переформатировать их и расширить функционал. В это Почта России даже инвестирует свои деньги. 124 тысячи почтальонов по всей стране, из которых более половины работают в небольших городах и сельской местности, руководство монополиста расценивает как «социальную армию», которая будет «решать любые комплексные задачи всероссийского масштаба». Так что Почта России, уже ставшая банком и магазином, станет еще центром местной общественной жизни, а также центром обучения, повышения квалификации и профессиональной ориентации, платформой социально значимых и бытовых услуг. Почтальоны уже передают данные о состоянии здоровья местных жителей (вместо минздрава) в профильные учреждения, после чего уже медицинское учреждение работает с человеком, нуждающимся в очном визите к врачу. И собирают информацию об одиноких нуждающихся в социальном уходе людях (вместо минтруда)… Агрессор прямо какой-то на чужих полях. Хоть и социальных.
А вот подоспел и ответ агрессору. «Пятерочки» хотят конкурировать с Почтой России за посылки граждан. X5 Retail Group планирует запустить сервис отправки и выдачи посылок через магазины у дома. X5 начала развивать инфраструктуру доставки товаров, которые не предназначены для продаж в ее сетях, год назад. Уже сейчас в «Пятерочке» можно получить заказы сторонних интернет-магазинов и маркетплейсов. А дочерняя структура ретейлера изучает потенциальный спрос на отправку посылок (?) населением через магазины и оценивает этот сегмент.
Если и дальше так пойдет, на заправках будут стричь и брить, врачи разносить письма (следуя такой логике, они же все равно по вызовам ходят). Этот список можно еще дофантазировать… Но кто же будет заниматься доставкой газет и журналов? Вернее, кто должен этим заниматься? Почта? То, как она это делает, доказывает, что доставка СМИ явно не в ряду ее приоритетов. И вот почему.
Газеты не умирают. Их убивают
Есть Закон «О почтовой связи». И в нем статья 16. Называется «Услуги почтовой связи». Доставки печатных газет там нет и в помине. Об этом напомнил на заседании правления бывший редактор «Ставропольской правды» Михаил Цыбулько. За то, что есть в законе, с Почты России спрашивают как с государственной структуры – по-государственному. А раз нет в перечне социально значимых услуг доставки газет, то и спроса никакого с почты, – продолжил Василий Балдицын. С нее спрашивают по принципу экономической эффективности. А доставка СМИ экономически эффективной быть не может по определению.
Есть ли выход? Конечно, есть. Ввести в статус социально значимых услуг Почты России доставку печатных СМИ. Иного пути нет. Потому что сладить с почтовиками и добиться доставки в оговоренное время, а не раз в неделю, не смог даже такой гигант, как издательский дом «Комсомольская правда». Значит, нужно выступать с законодательной инициативой. По решению правления Союза журналистов Ставрополья с просьбой о такой инициативе выйдет президиум творческого союза.
Очень хочется быть оптимистом. Верить в то, что депутаты поймут и примут аргументы журналистов и выйдут с такой инициативой. Но… Один из самых мощных региональных издателей Вячеслав Белоусов недавно объявил, что «Вечерний Северодвинск», хорошо известная в России газета, у которой многие многому учились, закрывает печатную версию, просуществовавшую 22 года. Остался только сайт.
А в Америке, Азии и Европе газеты и сейчас издают и читают. Андрей Мирошниченко, автор книги «Когда умрут газеты», ныне живущий в США, недавно рассказал в статье, что в Америке все чаще успешные айтишники начинают выпускать газеты и журналы. Когда их спрашивают, зачем они это делают, отвечают, что им потребовалось что то осязаемое. В Европе точно так же. В Норвегии, закрывая печатные СМИ и переходя в интернет, в свое время продали оборудование. А потом закупали новое и возобновляли выпуск бумажных изданий.
Наверное, мы тоже пойдем таким путем. Особым российским путем – с отставанием на несколько десятилетий. Но я свято верю, что, куда бы ни тронулся вагончик современной жизни России, перо в руках журналистов печатных СМИ все равно останется...
*****
А еще на удивление много интересного было в «разном». Мария Коробко, главный редактор «Ставропольского репортера», презентовала новый детско-юношеский журнал СКФО «Юный репортер». Елена Куджева, руководитель Пятигорского территориального отделения Союза журналистов Ставрополья, рассказала о горячей реакции журналистского сообщества КМВ на тайное уничтожение сосен на горе Машук, оно и по сей день держит эту ситуацию под контролем. Ирина Стрыжкова, руководитель Кисловодского территориального отделения, говорила о борьбе журналистов против пересмотра в городах-курортах границ зон горно-санитарной охраны в сторону их сокращения.
Право слово, каждая из этих тем заслуживает отдельного рассказа. И мы к ним еще вернемся.
Кадровые изменения.
Пленум СЖС одобрил кадровые изменения в руководящих органах творческого союза. Валентина Лезвина ушла в отставку с поста ответственного секретаря. Обязанности эти будет выполнять Татьяна Гладикова, ранее возглавлявшая ревизионную комиссию СЖС. А руководить работой ревкомиссии теперь будет заместитель главного редактора «Вечернего Ставрополя» Вадим Дубило. Членом президиума Союза журналистов Ставрополья пленум избрал взамен выбывшего коллеги Аллу Абастову.
Валентина ЛЕЗВИНА
Источник: Ставропольская правда