В заседании приняли участие издатели, дистрибьюторы прессы, представители отраслевых общественных организаций, министерств и ведомств, эксперты рынка.
Модератором круглого стола был А. В. Оськин, вице-президент по распространению печатной продукции СППИ ГИПП.
В начале мероприятия его участники были ознакомлены с подготовленными Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с СППИ ГИПП предложениями по мерам, связанным с выполнением перечня поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по поддержке отечественного рынка печатных СМИ и книг. Материал Роспечати представил сотрудник пиар-службы СППИ ГИПП В. Б. Дейкин.
А. А. Селямин, советник отдела правового обеспечения департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ, проинформировал собравшихся о работе, которую проводит Минпромторг по выполнению поручения Президента по поддержке печатных СМИ. В частности, по ряду пунктов поручения Минпромторг уже подготовил и направил в правительство доклады со своими предложениями. По другим пунктам поручений, связанным с развитием киосковых сетей и ассортиментом киосков прессы, предложения министерства находятся в стадии проработки, поскольку готовятся совместно с субъектами РФ и требуют на подготовку больше времени. В целом же, отметил докладчик, Минпромторг во многом согласен с предложениями Роспечати и СППИ ГИПП в области реализации поручений Президента РФ.
Е. В. Абов, заместитель генерального директора ФГБУ «Редакция «Российской газеты», член Правления СППИ ГИПП, в своем выступлении дал оценку развитию отрасли печатных СМИ, отметив, что сегодня меняется модель их существования. Раньше издатели основывались на рекламной модели, но рекламный рынок растет небольшими темпами, а в некоторых сегментах, в том числе в печатных СМИ, падает. Поэтому издателям нужно искать альтернативные источники дохода, из которых самым важным является продажа контента, т.е. продажа изданий по подписке и в розницу.
Киосковые сети – единственный надежный канал распространения прессы, особенно ежедневных газет, – сокращается. Остаются супермаркеты, но попадание прессы туда чрезвычайно дорого, кроме того, существует проблема сроков расчета за реализованную печатную продукцию. В этой ситуации необходимы меры по созданию для самих торговых сетей условий, которые стимулировали бы их готовность принимать печатную прессу как отдельную товарную категорию. А решение проблем с распространения прессы в сетях должно быть отдельным направлением совместной работы СППИ ГИПП и структур, представляющих ритейл.
Что касается подписки, то она, по мнению Е. В. Абова, может развиваться гораздо более высокими темпами, чем сегодня. На эту тему, сказал он, мы говорили от имени СППИ ГИПП с руководителями обновляющейся Почты, обсуждая возврат почтовому ведомству субсидий на доставку подписных изданий населению, а также более активное использование рыночных резервов, новых инструментов привлечения покупателей печатной периодики. Маркетинговые инструменты, применение политики бонусов, скидок, привилегий и др. хорошо работают в электронной коммерции, это видно на примере торговли книгами, но периодическую печать как товарную категорию это почему-то совершенно не коснулось, что, по мнению выступающего, является большим упущением. Внедрение новых инструментов для продаж печатной продукции для того, чтобы вернуть почти потерянные для нас категории населения, прежде всего молодежь, – это цель, которую мы должны перед собой поставить, и задача эта скорее отраслевая, а не отдельных издательских домов, отметил Е. А. Абов. Наконец, есть еще одна возможность повысить продажи печатной прессы – это адресная работа с потребителями, сказал он. В «Российской газете», например, именно редакционная подписка позволила удержать подписные тиражи от значительного падения. А Почте России, видимо, нужно по-новому взглянуть на роль почтальонов, и операторов в почтовых отделениях, непосредственно общающихся с подписчиками.
М. Г. Огай, руководитель отдела по работе с издательскими домами АО «Почта России», в своем выступлении остановилась на методах продвижения подписки, которые сегодня использует федеральный почтовый оператор. Для увеличения подписных тиражей, сказала она, мы разрабатываем инструменты мотивации для подписчиков, спускаем планы подписки для почтамтов и ОПС на каждое конкретное окно, работаем с юридическими лицами в регионах, поддерживаем редакционную подписку. У нас развивается онлайн подписка, год от года растет посещаемость сайта podpiska.pochta.ru, причем отмечается хорошая конверсия – в 2019 году 12% посетителей стали подписчиками, а количество заказов на сайте составило 506 тысяч, что на 40% больше, чем в 2018 году. Для привлечения подписчиков активно используются рассылки по адресной базе сайта, например, с информацией о декадах подписки, о скидках и других акциях. Что касается скидок, то Почта предоставляет их на социально значимые издания, а также инвалидам и ветеранам, причем общий объем скидок составляет 1,5 млрд. рублей в год.
С. А. Кондрашев, директор ООО «Информбюро» (г.Тверь), остановился на тех пунктах поручения Президента, которые касаются региональных киосковых сетей по распространению прессы, а именно – развитии региональных сетей и необходимых для их существования изменениях в законодательстве. В частности, он отметил, что ранее уже предпринимались попытки внести изменения в Закон о торговле, но они не увенчались успехом. Есть основания предполагать, что этому препятствуют крупные торговые сети, желающие забрать под себя обороты киосковых сетей. Проблемой является и то, что регулирование отношений в нашей отрасли происходит даже не на региональном, а на муниципальном уровне, где «правила игры» часто меняются с приходом нового главы администрации. Такого количества изменений не выдержит ни один бизнес, не говоря о малом.
Еще одной серьезной проблемой является ЕНВД. Через год спецрежим налогообложения должен быть отменен, но на этом режиме находятся практически все киосковые сети, и для них налоговая нагрузка повысится минимум в три раза. Поэтому я считаю, сказал выступающий, что касающиеся мелкой нестационарной розницы поправки к 381-му закону надо принимать. Также предлагаю рассмотреть вопрос о выделении малой нестационарной торговли в самостоятельный вид деятельности, который регулировался бы отдельно от других НТО.
Что касается расширения ассортимента, то в Тверской области мне этот вопрос решить удалось, сказал С. А. Кондрашев, но это не устранило проблему рентабельности, которую мне удается поддерживать за счет оптовой торговли. Причем если раньше возможность сохранить рентабельность была у сети из 30 киосков, то сегодня речь идет о 50-ти киосках и более. Следовательно, грядет обвальное закрытие всех киосковых сетей, работающих в городах с населением 300 тыс. человек и меньше.
Н. Ю. Лебедев, руководитель направления Импорт/Экспорт и Оптовых продаж ГК «Урал-Пресс», в своем выступлении обратил внимание участников круглого стола на существующие сегодня правила подписки, которые были заложены еще в прошлом веке, когда не было современных баз данных, когда были другие стандарты. Очень многие люди, желая оформить подписку, просто не могут разобраться, как это сделать. Поэтому я предлагаю, сказал Н. Ю. Лебедев, подумать над тем, как изменить базовые правила подписки, и я уверен, что этот простой шаг приведет к росту аудитории, причем молодой аудитории.
С. Д. Гаврилов, генеральный директор АО «АРПИ «Сибирь», член Правления СППИ ГИПП, согласился с С. А. Кондрашевым в том, что отмена ЕНВД может быть «тем самым последним гвоздем, который будет загнан в крышку гроба киосковых сетей». Более 80 процентов киосковых сетей в России применяют схему ЕНВД, и, как подсчитали эксперты «Опоры России», после перехода на другие схемы налоговая нагрузка предприятий увеличится в 3 – 7 раз. Этого не выдержит ни один малый бизнес, даже несмотря на льготы на местном уровне для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения. То, что предлагается внести изменения в федеральное законодательство – это хорошо, но на нашу отрасль очень сильно влияют муниципальные власти. Могут быть федеральные, региональные законы, но муниципальные чиновники их просто игнорируют. И наш опыт общения с муниципалами в Новосибирске это подтверждает, отметил С. Д. Гаврилов, а также показывает, что зачастую самый эффективный способ влияния на них – это скандал, вынесение конфликта в публичную сферу при поддержке СМИ.
Что касается экономики распространения печатной продукции, сказал выступающий, то решение проблемы я вижу в регионализации. Нормальная экономика возникает только тогда, когда дистрибьютор является монополистом в регионе, единственным поставщиком в киоски, супермаркеты, на АЗС, в почтовые отделения, в другие точки продаж, потому что в разы сокращаются логистические издержки – лишние склады, автомашины и т.д., которые ложатся на прессу. Для Москвы это, может быть, не актуально, но что касается регионов, то это, возможно, единственный путь, по которому надо идти.
Подводя итоги круглого стола, А. В. Оськин отметил, что на заседании прозвучали идеи и предложения, далеко выходящие за рамки поручения президента РФ и касающиеся многих проблем медиаиндустрии. Он выразил надежду, что поиск оптимальных путей развития отрасли будет продолжен, и на основании этой коллективной работы можно будет выработать новые предложения по решению назревших проблем и развитию всей отрасли печатных СМИ.
Пресс-служба СППИ ГИПП