«Всеобщая цифровизация» привела к тому, что большинство людей живут, в полном смысле слова, уткнувшись в гаджеты. Книги читают немногие. Развернутая газета – еще более редкое явление. Как результат, многие некогда популярные издания закрываются, с улиц исчезают киоски периодической печати.
По данным международного сетевого агентства ZenithOptimedia, в среднем жители планеты Земля сегодня тратят на медиапотребление около 479 минут, то есть почти 8 часов в день. Это примерно на 58 минут больше, чем в 2011 году, отметил Геннадий Кудий, советник замглавы Роспечати.
В 2020 году этот показатель, по прогнозам аналитиков, должен вырасти до 492 минут в день. Впрочем, в России он уже превысил эту отметку, достигнув 515 минут в день (данные «Медиаскопа»). «Пока самым популярным медиа у нас остается телевидение, но интернет продолжает завоевывать позиции. Печатные СМИ востребованы большей частью деловой аудиторией и людьми старше 50 лет», – констатировал Кудий.
В то же время, по его словам, среди отраслевых экспертов зреет мнение, что печатная пресса подошла к поворотному рубежу в истории своего развития, после которого интерес к ней со стороны читателей снова начнет расти, продажи тиражей стабилизируются, а объемы рекламы восстановятся.
Жизнь подтверждает обоснованность таких выводов, подчеркнул Кудий. В Европе и Северной Америке тиражи печатной прессы начинают постепенно увеличиваться. "Что касается Азии, то там они и не падали. Например, в Японии газеты продолжают выходить многомиллионными тиражами и не теряют подписчиков. Тиражи изданий допечатываются по несколько раз в день, по содержательности и оперативности газеты опережают даже информационные агентства", - рассказал Геннадий Кудий.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что прогнозы о "смерти бумаги" не сбылись
За последние два-три года заметно выросли аудитория и тиражи ведущих американских газет, высока популярность печатной прессы в Финляндии, Норвегии и Швеции. «Сейчас можно с уверенностью сказать, что прогнозы о «смерти бумаги» не сбылись. Сокращения потребления контента печатных СМИ больше не происходит», – констатировал Евгений Абов, замгенерального директора «Издательства «Российская газета».
Тем не менее сложившаяся ситуация заставляет российских издателей искать новые форматы работы в быстро меняющейся информационной среде. Они постоянно улучшают контент, совершенствуют стиль, формат и дизайн, подходы к ведению бизнеса, развивают мультимедийные каналы общения со своей аудиторией. И это дает результат. Успешным опытом в этой сфере на конференции делились как крупные федеральные издания – «Комсомольская правда» и «АиФ», так и региональные печатные СМИ.
Поддержку издателям газет и журналов в это непростое время активно оказывает Роспечать. По словам Светланы Дзюбинской, замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии, в 2019 году объем госсубсидий на эти цели составил 556,1 миллиона рублей. «За счет этих средств в печатных СМИ реализовано более 1240 социально значимых проектов», - отметила Дзюбинская. Среди получателей детские и молодежные издания, литературно-художественные и культурно-просветительные газеты и журналы, научно-популярные издания.
Минкомсвязь и Роспечать разработали законопроект с новыми льготами для издателей печатной продукции. Он подразумевает возможность списания до 30% стоимости тиража без уплаты налогов против действующих сейчас 10%. Обсуждаются подходы к решению вопроса цен на бумагу. «В декабре в администрации президента по этому поводу должно пройти совещание. Наша позиция, и она поддержана Союзом предприятий печатной индустрии, заключается в том, чтобы цены на бумагу не повышались или росли, в крайнем случае, не более чем на уровень официальной инфляции. Будем этого добиваться», – резюмировал Кудий.
Юлия Кривошапко
Источник: Российская газета