— Александр Иванович, происходят значительные изменения в газетах «ВМ». В частности, в еженедельном выпуске. Реформы ради реформ или?..
— Действительно, номер еженедельного выпуска, который сейчас держит в руках читатель, очень сильно отличается от номеров, скажем, полугодовой давности. Постоянные читатели легко в этом убедятся. Особенно изменилось содержание второй тетради еженедельника. «Очеловечена», я бы так выразился, и первая тетрадь.
Последние события, связанные с вызовом, обрушившимся на человечество, — с пандемией, а также со многими неоднозначными политическими явлениями, происходящими в мире, привели к тому, что изменился читательский запрос. Нас всех ждут колоссальные изменения в культурно-художественной, спортивной, социальной и политической сферах. Произойдут небывалые изменения в медиа.
Сама аудитория резко качнулась от развлекательности и «чтива» в сторону анализа, осмысления, исторической правды и острой полемики. Читателям сейчас хочется искренности, компетенции, достоверности. Фейки недобросовестных сайтов, которые с утра до вечера переписывают чужие новости в погоне за трафиком, быстро надоедают. Хочется не суррогата, а подлинного.
Есть уже и цифры опросов на этот счет. Возврат читателей и доверие к традиционными СМИ (то есть к газетам и журналам) в США, в Германии и Франции. В конкуренции с электронными СМИ принту нельзя стоять на одном месте. Газеты и должны развиваться в первую очередь по части уникального контента. Тем самым расширяя аудиторию. Мы должны быстро реагировать на вызовы времени, искать новые подходы. Месяцы вынужденного сидения по домам (так называемая удаленка) позволили нам продолжить творческий поиск. Все наши издания (а у нас в месяц бывает до 60 проектов) регулярно выходили. Но уже в мае мы начали вводить новые рубрики в любимой читателями «Толстушке». Нельзя сидеть сложа руки, дожидаясь анализов в пробирке... Мы и не сидели. Решили использовать появившееся свободное время и сделать Подарок читателям ко Дню города. Вы его держите в руках.
— Почему площадкой для медийного эксперимента выбран еженедельник?
— У этой газеты большой тираж. Около миллиона. Она социальная, создается для семейного чтения, поэтому у нее очень разная аудитория. Представьте классическую семью, где есть родители, которым уже за шестьдесят, у них есть дети под сорок, и у тех свои дети — подростки или малыши. Одна наша газета должна быть интересна всем этим категориям. Наша редакция, надеюсь, по-прежнему объединенная, конвергентная, и над еженедельником имеют возможность работать корреспонденты и обозреватели из разных наших изданий. Мы всегда боролись за авторскую журналистику. Здесь же можно попробовать как новую форму, так и новое содержание.
— Что именно будет меняться? Чего ждать читателю?
— Я думаю, дизайн и полюбившиеся рубрики мы сохраним, но и добавим новые. Уже добавили. У нас уже появилась рубрика «Зеркало для героя». Это беседы с известными актерами, режиссерами, творческими деятелями, руководителями компаний на необычные, глубокие, острые темы. Иногда неоднозначные. Уже вышли подобные разговоры с Евгением Ткачуком, Юрием Быковым.
Другая рубрика — «Дело №...». В ней мы будем рассказывать об исторических личностях и событиях, проводя свое расследование и раскрывая разные точки зрения на прошлое. Например, мы всегда знали, что Берия был тираном, узурпатором и садистом... Это правда. А ведь он еще на равных говорил с выдающимися академиками и знал атомную физику.
Еще одна наша новая рубрика посвящена разговорам на актуальные темы взрослой известной журналистки Наталии Покровской со своим сыном, юным корреспондентом Глебом... Отцы и дети. Это проба найти точки соприкосновения, чтобы восстановить ментальную связь между поколениями, которая, утверждают, была разорвана в 90-е годы.
Запустили рубрику «К барьеру». Ведь публика сейчас резко политизировалась, и ее нужно пригласить к спору, к дискуссии. Мы газета правительства Москвы, постоянно пишем о городских новшествах и поддерживаем их. И мы понимаем, что новой команде руководителей города это нужно. Так у нас возникло направление «Чиновник без галстука». В ней столичные руководители будут вспоминать, например, старую Москву, себя в детстве. Мне вообще не нравится термин «чиновники». Много изменений предстоит газете, и, как вы наверняка заметили, они уже происходят. Мы изменим детскую страничку. По-новому будем рассказывать про дачу, ведь сейчас многие увлекаются современным садоводством, землей. А современное садоводство — это давно уже не только грабли и лопата. Еженедельник станет полигоном для свежих идей.
— Реформы затронут другие издания холдинга «ВМ»? Если да, то в какой степени?
— Мы обязательно сохраним преемственность. Ведь скоро будет 10 лет, как наши газеты успешно работают, перезапущенные вновь, и они достигли популярности. Чтобы получить еженедельник, люди иногда в подъездах домов даже записываются в очередь. Я бы не поверил, если бы не убедился в этом сам.
Это — заслуга и труд многих журналистов, дирекции «ВМ», Департамента СМИ и рекламы Москвы, его руководства. Поэтому, конечно, мы будем внедрять новшества в наш деловой утренний и в вечерний выпуски, в окружные газеты. Но будем делать это постепенно. Изменения не должны быть революционными. Революции вообще сомнительны. Еще Пушкин заметил. Наши читатели смогут привыкать к новшествам постепенно.
— Какова глобальная цель, иначе говоря миссия?
— «Вечерней Москве» совсем скоро исполнится 100 лет. Век. Ей на роду написано меняться, и она будет это делать. За без малого десять лет нам удалось достичь хороших результатов благодаря коллективной работе. Моя задача как руководителя собирать и обновлять команду единомышленников, тех, кто будет нестандартно мыслить, искать новые подходы. Культивировать идеи.
Пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает. Сейчас продолжается спор «бумаги» и «цифры» И поскольку «картинка» и звук быстрее, чем печать и машинка, то газеты могут победить лишь уникальностью информации. Хотя бумага — такое же вечное изобретение, как колесо или порох. Или компьютер. Но технология никогда не приходит одна — она меняет образ жизни человека, образ мышления. Найти баланс технологии и традиции, думаю, самое трудное. Но процесс чтения бумажной книги и электронной — это два разных мыслительных процесса. Ментальность же восприятия текста российской читающей публикой осталась неизменной с XIX века, несмотря на любые революции — технические, социальные. Утверждение ученых. Сейчас молодые люди, когда взрослеют и у них появляются свои дети, постепенно возвращаются к семейным традициям, поэтому газета не умрет. Мне приятно слышать, что в «Вечерке» есть что почитать, о чем поразмышлять, поспорить. Это очень важно для нас. Мы одна из немногих газет, кто работает с почтой. И отвечает на письма. Мы по-прежнему работаем для нашего главного заказчика — читателя. Он нам дорог.
Источник: vm.ru