Есть люди, которые собственным примером доказывают: всё это возможно. В начале октября они собрались в Иркутске на семинар «Просто о сложном. Интеллектуальный контент в новых медиа», чтобы поделиться своим опытом и лайфхаками и рассказать о тенденциях, которые появляются в медиасфере. Рассказывали они об этом тоже просто и с юмором. Организатором мероприятия выступили Медиаофис Всероссийской переписи населения и медиахолдинг «Аргументы и факты» — в поддержку конкурса проектов о переписи, которая пройдет в апреле 2021 года.
Картинки, польза и «не инсайдерская» подача
Традиционные медиа за десятилетия выработали инструменты, с помощью которых могут легко донести до читателя даже самые сложные данные.
«В 2000 году учёные провели исследование и выяснили, что в одном журнале Time содержится столько информации, сколько средний житель Англии XVII века получал за всю свою жизнь. После этого прошло ещё 20 лет, количество информации в разы увеличилось, но человеческий мозг остался прежнего размера. «Переваривать» эту информацию очень сложно, но можно», — считает советник генерального директора издательского дома «Аргументы и факты» Николай Терещенко.
По его словам, чтобы читателю было проще «переварить» поток данных, который на него обрушивается, следует визуализировать информацию, ведь человек воспринимает мир преимущественно глазами. В пример эксперт привёл данные о глубине озера Байкал. Представить 1642 метра непросто, но, если показать, что это четыре Останкинских башни, становится понятно, почему это озеро называют великим.
Есть еще два важных принципа для того, чтобы информацию заметили и даже запомнили. Во-первых, читатель, зритель или слушатель должен получить какую-то пользу. Вместо отчетов и длинных рассказов – полезные советы, применимые в жизни. А во-вторых, эта информация должна быть «не инсайдерской». Не нужно говорить – мы такие классные, у нас такие классные кредиты или товары, или другие услуги. Гораздо большее внимание люди обращают на экспертные мнения, дающие разностороннюю картинку. Причем, экспертные мнения могут быть не только от специалистов, но и от простых людей. Тогда возникает доверие.
Эксклюзив и темы «с поворотами»
Есть СМИ, которые главные свои приёмы нащупали совсем недавно. Пример — красноярское издание «Борус», аудитория которого – как минимум 7 тысяч человек. В штате этого медиа всего один сотрудник, который его и создал – это бывший телевизионный журналист Виктор Самусенко. Свой «Борус» он развивает на площадке Телеграм. Это ещё одна тенденция – совсем маленькое, казалось бы, медиа может влиять на регион, о котором пишет, и на судьбу людей, которые там живут.
Главный приём Самусенко – давать читателям эксклюзивную информацию, как он говорит, «с поворотами».
«Есть в Красноярском крае такой мальчик Прохор, он фанат футболиста Златана Ибрагимовича и носит необычную, по мнению директора и завуча школы, причёску (выбритые виски и хвост – прим. ред.). Он пришёл так на 1 сентября, и завуч сдёрнула с его волос резинку, отчитала и сказала, чтобы в школу он так больше не приходил. Родители решили, что мальчик будет ходить на уроки так, как хочет, потому что он выглядит опрятно. Но сотрудники школы не сдавались и продолжали конфликт. Я не поверил в это и поехал в школу, где мне сказали, что Прохор ещё маленький и не должен выглядеть так. Я написал об этом материал, и история Прохора стала развиваться стремительно, что даже сборная России пригласила школьника к себе на тренировку», — рассказал Виктор Самусенко.
Он подчеркивает, что эксклюзив – важная вещь для небольших медиа. О том, что проспект перекрыли на ремонт, напишут все. Надо искать интересные темы помимо общего потока и развивать их. Сегодня на канал «Борус» ссылаются многие крупные медиа.
Три абзаца и оперативность
Владимир Корнев, ещё один участник семинара для блогеров, создал один из самых популярных пабликов России «Белгород №1»: из 400 тыс. жителей этого города на него подписаны 28 тыс. Кроме этого, он редактирует ещё 12 похожих пабликов в разных городах страны, в том числе в Иркутске.
Секрет успеха — в простоте подачи, говорит Корнев. Новости, написанные сложным канцелярским языком, он рекомендует переводить на простой русский и умещать их всего в три абзаца. Сейчас у большинства людей, которые вечно спешат, нет времени и сил, чтобы читать длинные материалы и разбираться в сложных темах.
Корнев тоже предлагает привлекать внимание аудитории картинкой – визуальный контент помогает читателю разобраться в том, какие темы ему интересны, а какие – нет.
Зачем нужны подкасты
Когда человеку неудобно воспринимать информацию глазами, например, он едет в машине или что-то готовит на кухне, подкасты становятся незаменимыми, рассказывает генеральный продюсер студии подкастов SoundStream Кристина Крыжановская.
Подкасты — это не музыка, не аудиокниги и не радио. Фактически это специальные аудиопостановки, которые могут погрузить слушателя в какую-то заданную атмосферу с помощью звуков и текстов. Подкасты могут быть очень простыми – например, просто диалоги ведущих и приглашенных экспертов, это могут быть даже монологи. А могут быть и весьма сложными – аудиоспектакли со специальными звуковыми эффектами, шумом прибоя, пением птиц, скрипом колес и т.д. Сама по себе идея подкастов не нова. В 20-30-х годах прошлого века даже футбольные или боксерские матчи зрители, которые не могли попасть на стадион, слушали по радио. Кстати, Медиаофис Всероссийской переписи населения совместно с АиФ в прошлом году выпустил аудиопроект «Слушай, узнавай!», построенный как раз по принципу подкастов.
По словам экспертов, рынок все больше захватывают нишевые СМИ. Директор по развитию «Лайфхакера» Родион Скрябин говорит, что популярностью пользуются издания разного направления: и про науку, и про жизнь молодых девушек, и про доказательную медицину. У физика и блогера Дмитрия Побединского, например, получается удерживать внимание зрителей, раскрывая сложные темы, такие как чёрные дыры или принципы работы сетей 5G.
Справка
Серию семинаров «Просто о сложном» запустил Медиаофис Всероссийской переписи населения. Она пройдёт в России в апреле 2021 года, но фактически стартовала в начале октября – переписчики начали работу в труднодоступных территориях.
Как говорят в Медиаофисе, доносить до широкой аудитории информацию о статистике — непросто, это большой объём данных, которые нужно подать так, чтобы завоевать внимание читателя на конкурентном рынке. Медиаофис хочет помочь журналистам и блогерам разобраться в сложном вопросе. В том числе для этого запустили конкурс авторских медиа, которым предлагают придумать оригинальный интернет-проект о Всероссийской переписи населения и предложить способ его реализации. Подробности можно узнать на сайте strana2020.ru в разделе «Конкурсы».
Источник: irk.aif.ru